Цветкова Надежда Ивановна. Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…

Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…

(из книги Надежды Цветковой "О восстановлении САМОЦЕННОСТИ человека")

Значение раннего детства в человеческой судьбе недооценивается, наверное, потому, что для обыденного сознания не совсем очевидна связь взрослых проблем человека с первыми годами его жизни. Когда воспитание считается обычным делом, и с ним не связывается формирование личности, родители не очень-то озабочены тем, как они своим поведением влияют на судьбу воспитываемого ими ребёнка. Но если родительскому вниманию представить неотвратимые доказательства того, как неправильное воспитание в далёком детстве откликается проблемами во взрослой жизни… И что всего несколько лет грамотного обращения с ребёнком могли бы сделать его жизнь совсем другой… Не думаю, что это может оставить кого-то равнодушным.

 

Если малыш не чувствует маминого принятия, ценностного к себе отношения — в возрасте трёх лет он осознаёт это формулой: "Я-плохой" (так как меня не любят), а в семь лет маленький человек начинает жить как "Я-отвергнутый". К этому времени в ребёнке уже сформировано негативное первичное базовое отношение к себе, на основе которого складывается и негативное базовое отношение к другим, к деятельности, к миру. "Мама меня не любит — знал это всегда. А раз не любит — значит, я плохой, сам виноват. Страх: меня невозможно любить…" (из клиентской истории, мужчина, 32 года).

В отношениях со своими старшими ребёнок может обрести как ценный и достойный "образ" себя, позволяющий человеку свободно проявляться в мире, так и обесцененный, постыдный, лишающий права на самопроявление. На сознательный уровень "образ Я" выходит (в соответствии с представлениями возрастной психологии) в возрасте около трёх лет (!), а в семь лет этот "образ" стабилизируется в сознании ребёнка. В последующие годы "образ Я" лишь корректируется, в основном, в периоды возрастных кризисов (особенно, в подростковом возрасте).

Нет сомнения, что корень зла кроется в привычном для нас воспитании послушанием, когда основой отношений взрослого с ребёнком становятся запреты, принуждение, насилие над детской волей. "Дрессировка" ребёнка послушанием непременно включает в себя его запугивание родительским отвержением: "Если плохо будешь себя вести… Ты же не хочешь… тогда слушайся (а то…). Не люблю, когда ты делаешь по-своему — делай так, как я скажу. Хочешь по-своему — тогда сам!". Мать всегда этим осаживала, когда я хотел сделать по-своему: "Раз ты такой умный — собирайся, иди и живи самостоятельно, живи, как хочешь". …Испуганный отвержением, один на один со страшной неизвестностью. Ступор, слабость перед миром, безысходность — переживания, которые я часто испытываю, будучи взрослым" (там же).

Нередко можно наблюдать обычную сцену во дворе или в парке, когда мама демонстративно "бросает" совсем маленького капризничающего ребёнка, а он истошным криком пытается её вернуть. Такая мама, видимо, не понимает, что этот смертельный для ребёнка страх быть брошенным может стать глубокой душевной травмой в нём на всю жизнь, ограничивая его полноценное развитие и самореализацию. Однако запугивание детей у нас — чуть ли не национальное средство воспитания. Для того чтобы обеспечить ребёнку безопасность, его пугают "страшными дядьками", а чтобы вырос успешным — пугают неуспешностью ("станешь дворником, бомжем"). "Отец пугал, угрожал наказанием: "Я из тебя сделаю человека. Должно быть всё идеально. Делай, как хочешь, проявляй волю, но ошибка — недопустима!". …Чувство бесправия, беспомощности…" (там же).

Зачастую маленький ребёнок в семье оказывается бесправным существом, он — в собственности родителей, поэтому они, что хотят, то с ним и делают, как Тарас Бульба: "Я тебя породил — я тебя и убью!". Став родителем, такой человек также подавляюще обращается с чувствами и желаниями своих детей, игнорируя их детские потребности. Так из поколения в поколение воспитание родительскими запретами становится насилием по отношению к ребёнку, а семья — тюрьмой по признаку подавления его желаний и свобод.

Прилежные родители в животном мире призваны подготовить своему потомству наилучший жизненный старт тем, чтобы передать свои гены и обеспечить выживание следующему поколению. Воспитание там заключается во вскармливании детёнышей и передаче им навыков поведения. Смысл же человеческого воспитания заключается не просто во вскармливании ребёнка, но, прежде всего, в формировании человеческой личности — "питающейся" человеческими отношениями, воззрениями на мир, смыслами, ценностями.

Родителям важно понимать, что воспитание это не что иное, как создание условий не только для роста физического и умственного, но и для формирования личности ребёнка, управляющей поведением в социальной среде. Наивно ожидать, что гармоничная личность с ценностным к себе отношением воспитается в школе или в детском саду под надзором профессиональных воспитателей. Увы, отношение к себе у ребёнка складывается, начиная с первых дней его жизни, исходя из тех отношений со своими старшими, в которых ребёнок находится изо дня в день, из часа в час. И от того, ляжет в основу личности ощущение самоценности или "комплекс неполноценности" зависит способность человека проявляться в мире, то есть, его правомочность среди людей и все его жизненные успехи.

Просмотров: 842
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Коковина Светлана Павловна. «Предметно — развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Клёмина Татьяна Сергеевна. Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
  • Олеся Лохницкая. «Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе «Здоровье ребёнка - основа его будущего»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Мулюкова Алсу Салимовна. Консультация для родителей 'Купи ребёнку детское кресло — обезопась его жизнь'
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Костикова Надежда Владиславовна. ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь