Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.

Психологические особенности детей трехлетнего возраста.

Кризис трех лет (Доступный материал для работы с родителями)

Сегодня я хочу поговорить с вами о психологических особенностях детей трехлетнего возраста. В первую очередь речь пойдет о так называемом кризисе трех лет. Итак, что же такое «кризис трех лет», как вы считаете? Термин «кризис трех лет» — название весьма условное, так как временные его рамки гораздо шире. Наступить он может и в два, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям, кроме того, ребенок сталкивается с опекой взрослых, которые постоянно контролируют его поведение. «Не ходи туда, нельзя, перестань, сядь и молчи» — вот какие запреты накладывают родители на своих детей, тем самым не дают проявить им свою самостоятельность. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, но в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. У ребенка в этой ситуации два выхода: сопротивляться или смириться. Вот малыш и сопротивляется, как может!

Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я сам!» Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать всё делать самостоятельно. Наряду с развитием положительных качеств личности, таких как самостоятельность, познавательная активность (ближе к четырем годам главным вопросом ребенка становится вопрос «почему», возникают и отрицательные, которые и являются признаками кризиса трех лет. Их семь (так называемое семизвездие): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание и деспотизм.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый. При негативизме ребенок делает все наоборот, стараясь ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он с удовольствием ест. Что делать в этой ситуации – вместо вопроса «Ты будешь кушать?», задать вопрос «Ты будешь кушать рисовую кашу или гречневую?», тем самым вы предоставите ребенку возможность сделать самостоятельный выбор.

Второе проявление кризиса – упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? — Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку.

При строптивости ребенок выражает недовольство взрослыми и его действиями, всем, что ему предлагают делать.

Ребенок проявляет своеволие – то есть стремится все делать сам, даже если этого не умеет. Бывает, что удобнее что-то сделать самому за ребенка, ведь так быстрее. Однако тем самым вы лишите его радости от процесса деятельности. Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у вашего ребенка что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о «Протесте – бунте». В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка. Обесценивание выражается в изменении отношения ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это просто этап исследовательской деятельности ребенка (не нужно путать с агрессией). Позже ребенок поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока ему интересно смотреть на реакцию взрослых (а что будет, если) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Деспотизм выражается как стремление подчинить себе взрослых. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» — это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не ведомым другими людьми. Что можно сделать в этой ситуации? — Уступать ребенку в мелочах.

Таким образом, будет ли это семизвездие признаков явлением временным, либо какие-то из негативных проявлений закрепятся у ребенка, зависит только от вас, дорогие родители!

Просмотров: 390
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь