Главный Редактор. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Невроз — это психогенное расстройство. Оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, : печальными воспоминаниями и т. д. Представим на мгновение, что взрослый человек оказался изолированным на многие годы от людей. Например, Робинзон Крузо, находясь один на необитаемом острове, мог заболеть неврозом от чувства одиночества — других причин у него не было. Когда же появился Пятница, Робинзон и его новый друг могли превратиться в невротиков, портя друг другу нервы, конфликтуя, обижая друг друга.
Какой бы ни была основная причина невроза, у наших пациентов всегда имеется множество специфических переживаний. Так, больные неврозом испытывают чувство неполноценности из-за своих реальных, а чаще выдуманных дефектов. Такие пациенты предполагают и постоянно ощущают, что их мало любят, что к ним равнодушны. В этом своеобразный эгоизм невротиков, зачастую очень заметный. Недержание мочи может быть единственным внешним признаком того или иного невроза, а может входить, как частное в общее, в сложный невротический комплекс.


4-летний мальчик случайно оказался свидетелем автомобильной катастрофы. От потрясения остолбенел, не мог выговорить ни слова, потом пришел в себя, расплакался, ночью не мог заснуть. Заснув под утро, внезапно проснулся от тяжелого сновидения: приснилось, будто он опять наблюдает происшедшую на его глазах трагедию. От страха обмочился и от этого немедленно проснулся, еще больше стал переживать случившееся на протяжении минувших суток. На следующий вечер, когда нужно было укладываться в постель, очень тревожился, как бы вновь не повторилось то, что произошло прошлой ночью. Заснул не скоро, с большим трудом, всю ночь мучили кошмарные сновидения, и вскоре он проснулся оттого, что постель была мокрой. На следующую ночь вообще не мог заснуть. Родители привели его к детскому психиатру. Врач назначил ему препараты успокаивающего действия, которые должны были углубить, удлинить сон и приблизить его наступление. Сон наладился, энурез прекратился, ребенок стал спокойнее,
уменьшилась и тревога, появлявшаяся вечерами. Одно» временно в комплексе лечения мальчику проводили внушение успокаивающего содержания (на языке медиков — седативная суггестия) в полусонном, дремотном состоянии (врачи называют это состояние сомнолент-ностью).
Через 1 год, когда мальчик был уже практически здоров, в кинофильме он увидел ситуацию, аналогичную той, которая когда-то так больно поразила его воображение. Опять расстроился сон, возникли сомнения: вдруг он ночью незаметно для себя обмочится. Ночью долго не мог заснуть. В 3—4 часа утра заснул и опять обмочился: болезнь возобновилась. Вновь пациенту назначили лекарства, и через 5—6 дней неприятные явления исчезли. Обследование в 15-летнем возрасте показало, что от невроза, протекавшего с непроизвольным мочеиспусканием, не осталось и следа.
При невротическом расстройстве (независимо от того, протекает оно с недержанием мочи или нет) нарушаются фазы сна: фаза глубокого сна сужается, укорачивается, а фаза поверхностного сна становится доминирующей и практически тянется всю ночь. Этим объясняется то, что всю ночь пациенты видят множество снов, сопровождающихся чувством страха и тревоги. Большинству.таких пациентов снится, например, что за ними кто-то гонится, они от кого-то убегают, падают, испытывают чувство своей беззащитности и невозможности спастись от преследователей. От страха, испытываемого во сне, у больных на мгновенье как бы выключается способность контролировать позыв к мочеиспусканию. Затем, когда больной просыпается, эта способность автоматически восстанавливается.
Поэтому лечение подобных больных сводится к тому, чтобы углубить и удлинить ночной и дневной сон. С этой целью используют препараты успокаивающего действия и седативную (успокаивающую) психотерапию *.
Все болезни, в том числе и психические, лечатся сочетанием применения лекарств (психофармакология — в приложении к психиатрии), психических методов воздействия (психотерапия), труда (трудотерапия), иногда хирургическим путем (психохирургия, если говорить о хирургическом лечении психических расстройств) и т. д. В детском и подростковом возрасте используются главным образом психофармакология, психотерапия и лечебная педагогика
Иногда большинство симптомов невроза удается ликвидировать, а непроизвольное ночное недержание мочи еще сохраняется. В таких случаях следует продолжить прием препаратов успокаивающего действия, а перед сном проводить внушение, оживляющее утраченный рефлекс на пробуждение при сильном позыве на мочеиспускание. Такова стратегия лечения пациентов с невротическим недержанием мочи. Но ни в коем случае нельзя будить ночью таких больных.
Не следует думать, что неврозы и психогенные нарушения— это синонимы. Среди психогенных расстройств бывают не только неврозы, но и психогенные психозы и особые личностные аномалии, которые именуются па-тохарактерологическими реакциями и патологическими формированиями личности. При всех психогенных нарушениях может быть и недержание мочи.
Чаще же всего в детском возрасте встречаются па-тохарактерологические реакции как вид болезненного реагирования на реально существующие неблагоприятные социальные воздействия. Среди патохарактерологи-ческих реакций, протекающих с энурезом, выделяются реакции активного и пассивного протеста, при других патохарактерологических реакциях недержание мочи возникает редко.
5-летнюю девочку, чрезмерно привязанную к матери, отдали в детский сад. Мать вышла замуж и не хотела, чтобы дочь надоедала новому мужу, еще не привыкшему к новой семье. Девочке не хотелось отрываться от матери. Когда ее вели в детский сад, она кричала, упиралась, упрашивала мать оставить ее дома. Все было напрасно — мать твердо решила, что дочь должна ходить в сад. Это стало ясно и девочке. Педагоги заметили, что ода переменилась: снизилось настроение, стала замкнутой, задумчивой, молчаливой. Она не нарушала дисциплину и мало чем отличалась от сверстниц, но видно было, что девочка погружена в какие-то переживания. Через некоторое время у девочки возник энурез и энкопрез (недержание кала). Первый раз это обнаружилось после того, как девочку привел в детский сад ее отчим. Потом эти явления стали учащаться. Мать проконсультировала дочь у детских невропатологов, урологов и проктологов, затем обратилась за психотерапевтической помощью. У девочки были диагностированы патохарактерологические реакции пассивного протеста в виде недержания мочи и кала, а также длительная невротическая депрессия. Родителям было объяснено, что если они не вернут девочку домой, то с годами у нее может появиться более стойкая деформация характера в виде патологического формирования личности, закрепиться недержание мочи и кала. Родители выполнили наши советы. По назначению врачей они давали девочке и транквилизаторы. Через несколько недель состояние пациентки выправилось — она была здорова.
Недержание мочи как реакция протеста встречается не столь часто, но почти всегда оно сочетается с недержанием кала. В основном эти расстройства возникают в дневное время. Лечат подобных больных в первую очередь психотерапией.



Буянов М. И.

Просмотров: 504
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Малыхина Нина Михайловна. Презентация «Интерактивная игра «Что было до?»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развлечение по ПДД в подготовительной к школе группе
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Диниц Елена Ивановна. Педагогическое эссе «Что такое современный детский сад?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Миронова Елена Николаевна, Смирнова Ирина Дмитриевна. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Что бы не было беды!»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь