Бурханова Анна Александровна. Психогимнастические упражнения для педагогов

Психогимнастические упражнения для педагогов

Психогимнастические упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагоги ческой деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира учителя, ослаблению его психической напряженности, снятию некоторых невротических реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение воспитателями психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических со стояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Представленные упражнения психолог может проводить как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.

 

1) Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения.

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа воспитателя дошкольного учреждения, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выс- тупает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Психотехнические упражнения можно выполнять в игровой или спальной комнате группы перед занятием или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься по мере необходимости.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее час ти, возникает светлый луч, который медленно и последова тельно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляю щим светом. По мере движения луча разглаживаются мор щины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и ста бильным! Я все буду делать хорошо!».

Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрица тельные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревож ности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой в «трудный» день, или родителями, перед любой психологически напряжен ной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологичес кую напряженность.

Суть упражнения состоит в следующем. Педагог пред ставляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, кото рый движется сверху вниз, подавляя возникающие отрица тельные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощу щения физической тяжести внутреннего пресса, подавляю щего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отри цательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние харак теризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности дос тигается в том случае, если человек сумел произвести дей ствие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и пере нес его на какой-либо предмет или внешние обстоятель ства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» от рицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая де центрация связана с перевоплощением человека, мыслен ным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя «со стороны», проанализировать ситуацию глазами внешне го наблюдателя. Коммуникативная децентрация осуществ ляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.

Упражнение вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

Ведущий дает команды: Представьте себя деревом (ка ким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колы шущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питатель ных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытяги вают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрес совых, это профессия управленческого труда. Педагог вы нужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на воспитанников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсив ное управление воспитательной ситуацией вызывает у педагога пе ренапряжение, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб воспитателей — на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Это упражнение по может снять неприятные соматические ощущения.

Ведущий:

— Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мыс ленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо ционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Руки»

Упражнение лучше проводить в конце рабочего дня, когда накопилась усталость, снизилась работоспособность. Упражнение снимает усталость, помогает установить пси хическое равновесие, баланс.

Ведущий:

— Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Упражнение «Настроение»

Упражнение проводится для снятия эмоционального напряжения, улучшения настроения.

Ведущий:

— Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбрось те в урну.

2) Адаптационные упражнения.

Данная группа упражнений предназначена в основном для проведения работы с молодыми учителями. Они ис пользуются для развития адаптации педагога к школьным условиям, способствуют развитию наблюдательности, кон центрации внимания, самоконтроля. Развивая эти каче ства, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее прой ти адаптационный период.

Упражнение «Фокусировка»

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала уро ка. Педагогу предлагается удобно расположиться на стуле и сосредоточить свое внимание на том или ином участке тела и почувствовать его теплоту. Психолог при этом дает указа ния, на каком участке тела сосредоточиться. Например, по команде по команде «Рука!» — нужно сосредоточиться на правой руке, «Кисть!» — на кисти правой руки, «Палец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца пра вой руки. Команды подаются с интервалами 10—12 секунд.

Упражнение «Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом занятия. Педагогу предлагается устроиться в кресле или на стуле, расслабиться и закрыть глаза. По команде нужно постараться отключить свое внимание от внешней ситуа ции и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не нужно специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполня ется в течение 5-10 минут.

Упражнение «Переключение внимания»

Воспитателю нужно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Упражнение желательно проводить в перерывах между занятиями в течение 15-20 минут. Ведущий предлагает: «Зай митесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3-4 минут после начала счета без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5—7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно пол нее и детальнее воспроизвести прочитанный текст».

3) Упражнения для развития обучающих навыков

Эта группа упражнений используется для повышения педагогической компетенции педагогов, их способности ана лизировать, дискутировать, логично и доступно объяснять учебный материал. Упражнения могут проводиться на специально организованных учебно-методических семинарах, а также на педагогических советах.

Упражнение «Иллюстративное объяснение»

(реквизит: тема и план проведения занятия, зритель ный ряд в виде набора рисунков, плакатов, слайдов, диа фильмов, видео- или кино-фрагментов, звуковой ряд в виде отрывков фонограмм, учебно-наглядные пособия в виде макетов, образцов изделий)

Ведущий:

— Уважаемые коллеги! Мы собрались для того, чтобы провести коллективное занятие по освоению иллюстративно-объяснительного способа обучения. Желательно, чтобы каж дый из участников игры выступил с предложением о теме проводимого совместно занятия, его плане и используемом при этом аудиовизуальном материале и учебно-наглядных пособиях. В идеальном случае каждая фраза, произносимая преподавателем, должна сопровождаться, например, вклю чением диапроектора, магнитофона или видеомагнитофона. Учебная информация может демонстрироваться многоканаль но сразу из нескольких источников, например, через диапро ектор, видеомагнитофон, компьютер, с помощью плакатов, действующих макетов или образцов изделий. В объяснении преподавателя всякий раз внимание обращается последова тельно на один из использованных источников информации. Не бойтесь обилия информации — разнообразие источников информации создаст ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, та кое занятие учащимися будет воспринято с интересом и оста вит хорошее впечатление. Итак, обсудите предложения присутствующих, выберите наиболее подготовленного дебютан та для проведения занятия и тему занятия. Пожалуйста!

Дается время на подготовку.

Ведущий:

— Дебютант, в течение одной-двух минут постарайтесь кратко рассказать о предлагаемой вами теме, используемом иллюстративном материале. Участники игры, выскажите свои пожелания перед началом занятия. Просим вас. А теперь, если все полностью готовы, давайте проведем это занятие. Все принимают активное участие, ведь в следующий раз на месте дебютанта можете быть Вы. Начинаем урок!

Все внимательно слушают выступающего.

Ведущий:

— Мы заканчиваем занятие. Просим всех высказать свои впечатления.

Упражнение «Дискуссия»

(Следует заранее подготовить темы дискуссии и роли)

Ведущий:

— Уважаемые коллеги! Это занятие мы проведем в форме дискуссии. Тем для дискуссий весьма много, но имеет смысл выбрать наиболее актуальные. Наверное, самое сложное в дискуссии — провести ее кратко, так, чтобы в результате образовались практические выводы. Итак, пусть один из вас возьмет на себя инициативу согласовать со всеми тему дискуссии и определить регламент ее проведения. Пожалуйста. (Дается время на обсуждение).

Ведущий:

— Итак, определены тема и время. Остается распределить роли. Кто-то должен на себя взять инициативу кратко охарактеризовать предмет дискуссии. Пожалуйста. Теперь заслушаем основополагающие мнения, принципиально и с разных сторон рассматривающие предмет дискуссии. Ведущий, предоставьте слово тем, кто хочет высказать основополагающие, пусть противоположные друг другу мнения. Но не вступайте пока в спор. Пожалуйста!

Ведущий:

— Если основные мнения высказаны, предлагаем такую процедуру. Можно пересесть таким образом, чтобы за каждым из выступивших сели его приверженцы. Таким образом, мы сможем уже наглядно увидеть массовость каж дой фракции и определить силы сторонников и противни ков. Просим пересесть. Сейчас мы предлагаем от каждой оппозиции выступить по одному стороннику своего лидера и постараться развить высказанное им мнение, не вступая в дискуссию. Ведущий, предоставляйте слово каждому, следя строго за регламентом.

Ведущий:

— Теперь предлагаем цивилизованный интеллектуальный поединок между представителями оппозиций. Предлагаем выйти вперед двум представителям разных фракций и в цивилизованном споре перед всеми постараться убедить друг друга в своей правоте.

А теперь определим мнение большинства голосовани ем. Секретаря просим записывать мнения, принятые боль шинством. Пожалуйста.

Ведущий:

— Мы заканчиваем единоборство. Теперь можно развернуть дискуссию представителей от каждой фракции. Выделите по одному представителю от каждой фракции. Дискуссия начинается!

В заключение послушаем тех, кто пока не высказывался. Подведем итоги.

Упражнение «Проблемное обучение»

Ведущий:

— Проведем это занятие в виде проблемного. Подберем, из числа предложенных, учебный материал, наиболее отвечающий стилю проблемного обучения. Но для этого, каждый, возьмите учебный текст, постарайтесь его разбить на отдельные составляющие, каждая из которых может быть представлена в виде проблемы, и постарайтесь сформулировать каждую составляющую проблемного вопроса так, чтобы учащиеся могли как бы додуматься до этого текста, услышав только вопрос. Итак, пожалуйста, разбейте текст на фрагменты и на отдельном листочке сформулируйте ряд последовательных вопросов для каждой составляющей текста.

Ведущий:

— Если вы уже закончили, сообщите ведущему о своей готовности. Пожалуйста.

Ведущий может выбрать один из подготовленных про блемных вопросов и предоставить возможность автору воп росов провести проблемное занятие. Для этого ведущий сообщает тему занятия, задает проблемный вопрос и на водит всех присутствующих на коллективный ответ на него.

Ведущий:

— Итак, последовательно задавая проблемный вопрос и получая коллективный ответ на него, давайте резюмируем сказанное текстом, на который вы составляли проблемный вопрос. И так до конца текста.

Давайте подведем итог.

Просмотров: 576
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Рау Светлана Викторовна. Мастер – класс для «Школы молодого педагога» по разделу «Познаю себя» на тему: «Какой я?»
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Новаш Ольга Алексеевна. Конспект НОД в форме логопедического квеста 'Найди ответ за 25 минут' для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Бунятова Юлия Владимировна. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Гребнева Эльмира Абетдиновна. Коррекционно – развивающее занятие с воспитанниками старшей группы Тема «Познаю себя»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь