На что обратить внимание при диагностике
- Поведение
- Отношение к обследованию
- Установление контакта
- Нацеленность на восприятие предлагаемого материала
- Особенности внимания
- Особенности памяти
- Особенности речи
Нарушения при ЗПР психогенного генеза
Скачать конспект
Нарушения эмоционально-волевой сферы
Снижение работоспособности
Несформированность произвольной регуляции поведения
Трудности в овладении навыками самообслуживания
Трудности в овладении трудовыми и учебными навыками
Нарушения во взаимоотношениях с окружающим миром:
- не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми
- неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке
- неумение следовать правилам поведения в социуме
Что диагностировать
В связи с нарушениями при ЗПР психогенного характера, необходимо провести диагностику:
- Эмоционально-волевой сферы
- Детско-родительских отношений
- Индивидуальных особенностей ребёнка
А также провести наблюдение за поведением ребёнка на занятиях, в игровой деятельности, использованием трудовых навыков, навыков самообслуживания, общением с детьми и взрослыми.
Диагностика эмоционально-волевой сферы
«Тест тревожности» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Методика «Паровозик» С.В. Велиевой. Цель: определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинках. Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель: Изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональные состояния других людей и свое собственное, каким образом они выражают свои эмоции.
Сказка «Новость». Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Диагностика эмоционально-волевой сферы
Сказка «Страх». Цель: диагностика страхов ребенка
Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко «Уровень тревожности»
Методика диагностики детских страхов (Захаров)
«Тест Лесенка» В.Г. Щур. Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Диагностика детско-родительских отношений
“Тест-опросник родительского отношения”, А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО.
Графический тест “Рисунок семьи”, Шапарь В.Б.
Методика “Семья в будущем”, Г.Я. Кудрина. Цель: выявление тенденций к изменению существующих в семье отношений.
Проективная методика «Три дерева», Э.Клессман. Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Родительское сочинение “Портрет моего ребенка”, Столин В.В., Тащевой А.И. Цель: Изучение характера детско-родительских отношений.
Методика “Типовое семейное состояние”, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Цель: выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье.
Диагностика детско-родительских отношений
Тест “Сказка”, Л. Дюсс. Цель: выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время существуют в нем.
Интервью “Волшебный мир”, Л. Д. Столяренко. Цель: изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка.
Тест “Кактус”, М. А. Панфилова. Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Тест “Несуществующее животное”, М.3. Друкаревич.
Проективный тест “Человек под дождем”, Е. Романовой и Т. Сытько.
ЛИТЕРАТУРА
- Борякова Н.Ю. Ранняя «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь.
- Лебединский В.В. «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте». Москва, издательский центр кадемия.
- Сакович Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии. Минск 2003.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А."Практикум по детской психологии". — М.: ВЛАДОС, 1995.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|