Автор:
Семина Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47» г. Саров, Нижегородская область
Контакты со сверстниками приносят детям радость и удовлетворение. С ними они строят особые отношения, которых не могут иметь с взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить свое место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, капризность, упрямство.
Хочу поделиться опытом проведения проекта «Как помочь Капризке?».
В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с проблемами эмоциональной неустойчивости, с невозможностью выражения ребенком своего состояния, с неспособностью ребенка управлять своим поведением в плохом эмоциональном состоянии. Остальные дети были недовольны таким поведением сверстника, они захотели изменить обстановку, помочь такому ребенку.
В группе он часто капризничал, кричал, был недовольным, обижал других. Дети боялись его истерик, спрашивали, почему он все время кричит, что сделать, чтобы он перестал кричать, как ему помочь, как его успокоить, некоторые жалели его. Так возникла идея проекта «Как помочь Капризке?».
Цель: развитие навыков управления своим поведением, воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Задачи:
- Учить детей снимать эмоциональное и мышечное напряжение во время капризов.
- Развивать у капризных детей самоконтроль в проявлении своего эмоционального состояния.
- Развивать у детей навыки общения в различных ситуациях.
- Учить капризного ребенка останавливать свое плохое настроение.
На подготовительном этапе разработан перспективный план проекта, подобрала игры для коррекции поведения, консультации для родителей, изучила разные методики (психогимнастика, релаксационные упражнения, пантомимические этюды, дыхательные упражнения, арт-терапия).
Чтобы выяснить отношение родителей к этой проблеме, проведено анкетирование родителей «Капризность у детей». Анализ анкет позволил сделать вывод: проблема капризов у детей существует у большинства родителей. Они знают о причинах капризов, об их разрешении. Но не все родители проявляют твердость в преодолении капризов своих детей. Поэтому необходимо вести планомерную работу по выстраиванию правильного поведения, общения некоторых родителей с детьми.
На основном этапе был реализован проект через:
- чтение художественной детской литературы: Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони», «Два товарища», «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), «Упрямые козы», В. Осеевой «Отомстила», «Лучший друг», «Кто наказал его?», «Почему», сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Привередница», Л.Воронкова «Солнечный денек», Э. Мошковская «Обида», Я.Аким «Жадина», Б. Заходер «Никто», Х.Андерсен «Капризная принцесса», «Подарки феи», В.Воробьев «Капризка»,
- обсуждение и разыгрывание ситуаций: «Мальчик обиделся в игре, как бы ты поступил», «Ребенок огорчился из-за машинки», «Мальчик капризничает, плачет, что сделать», «Два волшебника: спокойный и капризный»;
- беседы: «Как можно пожалеть», «Почему появляются капризы», «Расскажи о своем настроении»;
- рассматривание иллюстраций: «Кто обидел мальчика», «Капризная девочка»;
- просмотр м/ф: «Нехочуха», «Капризка», «Капризная принцесса», «Сестрички-привычки»;
- игры с правилами: «Заколдованная девочка», «Хорошо-плохо», «Твистер»;
- игры на преодоление трудностей общения – «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Ветер дует на…», «Рычи, лев, рычи», «Дотронься до…», «Доброе животное», «Начни с улыбки», «Подарки», «Рисуем настроение», «Поводырь», «Цветик- семицветик»
- игры на ослабление негативных эмоций — «По кочкам», «Выбиваем пыль», «Кричалки, шепталки, молчалки», «Мешок с капризами»,
- игры на снятие психоэмоционального напряжения — «Возьмите себя в руки», «Стойкий солдатик», «Морские волны», «Замри».
- этюды «Потянулись — сломались», «По тонкому льду», «Согласованные действия»
- дыхательные упражнения «Послушай дыхание», «Воздушный шарик»,
- использование пособий уголка уединения (волшебный коврик, шляпа волшебника, пружинка- радуга, массажный мячик и т.п.);
- разучивание пословиц, мирилок.
Использование разнообразных типов игр влияет на разные стороны личности ребенка. Специально подобранные и систематически проводимые игры на снятие эмоционального напряжения и на ослабление негативных эмоций позволяют изменить поведение капризного ребенка, улучшить психологический климат в группе, создать благоприятную обстановку для всестороннего развития каждого ребенка.
Для родителей разработаны памятки: «Как успокоить детскую истерику», «Советы родителям», «Капризы и упрямство».
Рисуя схемы «Капризный ребенок» и «Радостный ребенок», дети в ходе совместного обсуждения выяснили, что делает капризный ребенок, и как он себя чувствует, и что делает радостный ребенок в норме. Всем становится ясно, что чем меньше капризов, тем лучше самочувствие и больше общения с ровесниками.
На заключительном этапе вместе, обсудив различные ситуации, нарисовали схему «Как успокоиться капризному ребенку» (смыть каприз, обнять себя, погладить по голове, потопать ногами, покричать в капризный мешочек или стаканчик для крика, побить подушку, посмотреть в зеркало и улыбнуться, поиграть в любимую игрушку, подуть на ленточки, отдохнуть в уголке уединения, спеть).
Данный проект способствовал развитию коммуникативных способностей детей группы, оптимизации эмоциональной обстановке в группе.
Результаты проекта.
Капризный ребенок осознал, что капризы ему вредят, стал обращать внимание на свое эмоциональное состояние, старался регулировать плохое настроение известными приемами, снимать напряжение, договариваться с другими самостоятельно и играть дружно с детьми.
Дети оказывают помощь друг другу, обращают внимание на настроение других, проявляют отзывчивость, сочувствие, научились снимать напряжение, свободнее стали общаться, стараются разрешать конфликты, находить общие интересные занятия. Они стали увереннее.
Литература
- М.Э. Вайнер. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2004. (https: ||refdb. ru)
- Н.Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.
- Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — М.: АРКТИ, 2003.
- Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Материалы курса: лекции 5- 8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- О.В. Смирнова. Профилактика и коррекция капризов и упрямства у детей дошкольного возраста. Курсовая работа. (https: // otherreferats. allbest. ru)
- Опыт работы: Использование игр в коррекции поведения дошкольников. Н.А. Макаренко, д/с № 38. (apruo/ru)
|