Цель занятия: Закрепление знаний основных эмоций у детей 6 лет.
Задачи:
- Повторить и закрепить знания об основных эмоциях.
- Научить распознавать эмоции по внешним сигналам.
- Способствовать формированию сочувствия, сопереживания.
- Развивать умение с помощью жестов и мимики выражать разные эмоциональные состояния.
- Развивать умение распознавать эмоциональные состояния, снятие негативных эмоциональных состояний.
Формы и приёмы:
- ролевая гимнастика
- демонстрация иллюстраций по сказкам
- беседа
- театрализованная игра
- устный опрос
- развивающая игра
- обучающая игра.
Наглядный материал:
- Иллюстрации персонажей сказок «Мойдодыр», «Жил-был пёс», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Ёрш Ершович», «Два волшебника», «Снегурочка», «Заюшкина избушка.
- Индивидуальные карточки с персонажами из сказок: «Золотой ключик», «Чипполино», «Красная шапочка».
- «Азбука настроения» (иллюстрации-схемы 6 эмоций: радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость).
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Давайте, ребята, мы встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что рада его видеть…И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
- Молодцы! Садитесь на стульчики.
- Все люди в своей жизни испытывают разные эмоции. А какие эмоции вы знаете? А зачем они нужны? Сегодня на занятии мы вспомним, какие эмоции мы изучили, как мы умеем радоваться, грустить, как мы удивляемся, пугаемся, покажем, как мы умеем различать эмоции по внешним признакам.
- Ребята, закройте глаза. Педагог загадочным голосом произносит: Крибле, грабле, бум! (Звучит сказочная музыка)
- Ребята, откройте глаза. Представьте, что мы с вами очутились в сказочном Царстве. Посмотрите, что вы видите? (Дети отвечают)
- Случилось это давным-давно. На Земле тогда круглый год стояло жаркое лето, леса были полны грибов и ягод, дети слушались взрослых. Все жили да радовались.
В те далёкие времена по соседству с людьми обитали на Земле удивительные существа, умевшие творить чудеса. Это были волшебники. Как-то раз один старый волшебник обиделся на людей. Волшебник пришёл в ярость, злобно плюнул на землю, тридцать три раза повернулся на хромой ноге и пробормотал страшное заклятие. И в тот же миг появились на свет маленькие отвратительные существа, которые сами называли себя капризами. Как липучка приклеивались ко всем детям, учили их дерзости и непослушанию. Они то и украли все эмоции и дети разучились узнавать, где добро, а где и зло, как надо радоваться, как удивляться.
Собрались тогда волшебники на большой совет, и решили отправить на борьбу с ним другого волшебника доброго. Пришлось доброму самому бороться с капризами, но один он с ними справиться, не может. Ребята, он обратился к нам за помощью. Поможем, доброму волшебнику справиться с капризами, и вернуть все эмоции на свои места? А для этого мы с вами должны вспомнить все эмоции, которые мы изучали, и найти их.
- Ребята, злой волшебник задаёт нам сложное задание. Как вы думаете, мы справимся?! Давайте мы с вами под музыку с помощью жестов и мимики вспомним и покажем доброму волшебнику, нашим гостям:
Походим как: лиса, старая бабушка, лев.
Испугаемся, как: ребёнок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка.
Удивимся, как будто: тебе подарили подарок, о котором ты давно мечтал; ты увидел чудо
Улыбнемся как: кот на солнышке, мама.
- Ребята, молодцы, садитесь на стульчики. Хорошо, скажите, каким эмоциям соответствуют наши жесты и мимика, которые мы только что изобразили, если мы удивлялись, пугались? Какие эмоции мы поможем вернуть доброму волшебнику на землю? Верно, эмоции удивление и испуг.
Опишите, как они выражаются и покажите. (Дети по выбору педагога выходят и находят эмоции в «Азбуке настроения»). А теперь среди картинок с персонажами сказок давайте найдём, где и кто удивляется и пугается. (Мальчик из сказки «Мойдодыр», поросята из сказки «Три поросёнка», Зайчик из сказки «Заюшкина избушка»). Теперь добрый волшебник и наши гости тоже знают, как выглядят удивление и испуг.
- Молодцы, Злой волшебник даёт нам другое задание, более сложное. Справимся?
Отгадайте загадку:
Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка
- Нам нужно сложить картинки по порядку (сказка «Снегурочка»)
- Ребята, из какой сказки главный герой?
- А какие эмоции переживает Снегурочка и почему?
Какую эмоцию мы можем вернуть на Землю. Верно, эмоцию грусти. Покажите грусть и расскажите о ней. (По выбору педагога выходит один ребёнок и находит эмоцию грусти). Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой грустит (Дюймовочка, пёс из сказки «Жил был пёс»). С этим заданием мы тоже справились.
- Ребята, А злой волшебник даёт нам другое задание. В нашем сказочном царстве есть король грибов Король-Боровик. Его заколдовал злой волшебник и надел на него шляпку Мухомора.
- Послушайте внимательно стихотворение, что приключилось с ним и затем мы проиграем сценку.
Педагог произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту (под музыку)
Шёл Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком, он стучал каблуком. Был Король – Боровик не в духе, Короля покусали мухи.
Обсуждение:
- Какой герой?
- Почему Король-Боровик был сердит?
- Как он выражал свои эмоции?
- Как ему помочь?
- Кто готов выйти и помочь королю Боровику? (Дети выходят и читают стихотворение, либо поют песенку, либо танцуют или что-то другое).
- Найдите в «Азбуке настроения» сердитое лицо. Молодцы. Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой злится. (рыбка из сказки «Ёрш Ершович»). Молодцы и с этим заданием мы справились и помогли вернуть Королю Боровику хорошее настроение.
- Ребята, а мы с вами все эмоции вернули на Землю? Нет, ещё остались. И Злой волшебник даёт другое задание. Посмотрите внимательно на карточки. Они непростые, это герои сказок с различными эмоциями. Вы должны угадать героя, сказку и эмоцию. Когда каждый будет готов, по очереди вы выходите на середину, показываете свою картинку, рассказываете и показываете эмоцию, которая изображена на картинке.
- Молодцы. Узнали всех героев сказок и изобразили все эмоции. Но Злой волшебник не возвращает нам остальные эмоции и посылает своего верного слугу Змея Горыныча.
Под музыку выразительные движения: 3 исполнителя роли Змея Горыныча – 3 головы, сцепляются друг с другом. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-Царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают). Иван-царевич с видимым усилием машет мечом. Поза и мимика победителя: плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
- Ребята, скажите, кто может победить Змея Горыныча? Какой герой? (Иван Царевич). Давайте выберем героев: Иван Царевич, трёхглавый Змей Горыныч, остальные дома и деревья.
Выбираются герои. Три ребёнка – три головы Змея Горыныча скрещивают руки. Один ребёнок изображает Иван Царевича на коне, с мечом и в плаще. Остальные поднимают руки вверх — деревья, по два ребёнка встают друг напротив друга и руки сцепляют ладошками – они домики.
- В деревню прилетает Змей Горыныч и все дома и деревья сжигает огненным огнём. (Все дети герои- дома и деревья падают). Улетает Змей Горыныч к себе в логово.
- Скачет по деревне Иван Царевич, всё это видит и обида, боль и страдание переполняют его сердце и он едет сражаться со Змеем Горынычем. Он скачет на своём верном коне. В трудной битве со Змеем Горынычем он побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.
Обсуждение.
- Змей Горыныч, какой герой? Почему?
- А Иван-Царевич? Почему?
- Как он победил Змея Горыныча?
Ребята, какие мы молодцы, Змея Горыныча мы тоже победили. Какие эмоции можно вернуть на землю? Верно, радость и спокойствие.
- Добро воцарилось на Земле. Спокойствие. Найдите эмоции радости и спокойствия? Выходят дети по желанию и находят эмоции. Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой радуется (заяц из «Заюшкиной избушки»)
- Ну вот, ребята, все эмоции вернулись на свои места. Злой волшебник побеждён, и все капризы оставили ребят. Какие основные эмоции мы с вами смогли вернуть на Землю? (Удивление, грусть, испуг, радость, злость, спокойствие) – Молодцы.
Игра «Театр Масок»
- А сейчас мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я – фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга. (Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу Ягу). Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!
- А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком. – Замрите! Спасибо!
- А как хитро улыбалась лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Хорошо потрудились!
- А теперь садитесь на стульчики и закройте глаза. Крибле — грабле, бум! Все дети вернулись в детский сад. Спасибо всем-всем жителям этого чудесного сказочного царства и, конечно же, вам, ребята. Без ваших знаний вряд ли мы смогли бы помочь героям сказок.
- Сказочные герои не прощаются с нами. Они будут посещать нас и дальше, принося нам интересные задания. До свидания!
|