Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития. Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития. Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Показатели
|
Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
|
Высокий уровень
3 балла
|
Средний уровень
2 балла
|
Низкий уровень
1 балл
|
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей
|
Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)
|
Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства
|
Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.
|
Разработанность содержания изображения
|
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)
|
Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого
|
Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла
|
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления
|
Яркая эмоциональная выразительность.
|
Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности
|
Изображение лишено эмоциональной выразительности
|
Самостоятельность и оригинальность замысла
|
Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно
|
Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями
|
Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.
|
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом
|
Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём
|
Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём
|
Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём
|
Уровень развития воображения
|
Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.
|
Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа
|
Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)
|
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы. Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы. Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания: 1. Дорисуй геометрическую фигуру 2. Нарисуй какой хочешь узор 3. Весёлые картинки 4. Сказочная птица Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры». Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников. Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей). Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор» Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы. Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить. Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра. Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток). Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения. Предварительная работа: рассматривание открыток. Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет. Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры. Четвёртое задание «Сказочная птица» Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки). Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями. Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности. При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники: .1.Программа Веракса «От рождения до школы» 2. Комарова . Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности. Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение) В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца. На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества. После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми. Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия. У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности. Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты. Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей. Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
|