Коновалова Людмила Григорьевна. Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.

Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.

Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола

Белгородской области»

В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социально — культурным пространством на рынке образовательных услуг.

 

Разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Чтобы быть востребованным на рынке услуг коллектив ДОУ ищет свои пути развития жизнедеятельности детей и взрослых, так как взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Участие родителей в воспитательно — образовательном процессе детского сада позволяет педагогам более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики».

Для успешного развития личности ребенка в целом необходима скоординированная работа всех участников образовательного процесса — детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка.

Приоритетными направлениями деятельности нашего ДОУ по вопросам взаимодействия с семьёй дошкольника являются:

  • конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросу сбережения здоровья детей;
  • поддерживающее взаимодействие по вопросу духовно-нравственного развития детей и воспитывающих взрослых;
  • совершенствование неформального образования родителей на идеях гуманизации, опережающего развития психолого-педагогических компетенций;
  • интеграция дошкольного общественного и семейного воспитания в целях культурно-исторического развития.

Используемая нами технология взаимодействия ДОУ с семьей представлена следующими аспектами:

  • принципами организации работы с родителями
  • методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников.

Цель данной технологии — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.

В ходе работы мы решаем следующие задачи:

  1. Ориентирование на взаимодействие педагогов и родителей
  2. Определение трудностей в развитии взаимодействия с семьёй дошкольников, причины их побуждающие и способы их преодоления.
  3. Проведение анализа и оценки традиционных и новых форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй.
  4. Ознакомление педагогов с технологиями позитивного взаимодействия с семьёй, поэтапное их внедрение в практику работы.

С целью оптимизации педагогического взаимодействия в нашем ДОУ используются как традиционные, так и инновационные формы работы.

Наряду с традиционными формами работы: «круглый стол», собрания,

консультации, беседы, совместное проведение занятий, досугов, дни открытых дверей, тематические выставки, мы активно используем инновационные формы и методы работы с родителями:

  • презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольным учреждением, его уставом и коллективом педагогов, с разными видами деятельности по развитию личности ребенка;
  • университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ;
  • семинары для родителей «Мамина школа» с целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовка их к школе;
  • информационные бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятиях, в магазинах, где покупателям даются рекомендации, какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года.

Большой популярностью пользуются такие формы работы, где родители являются активными участниками воспитательно — образовательного процесса:

  • викторины по вопросам валеологии и основам безопасности жизнедеятельности;
  • КВН (включены вопросы об истории нашего города);
  • «круглый стол» (представление семейного опыта);
  • тематические олимпиады;
  • тренинги «Как общаться с ребенком»;
  • практические занятия для родителей по оздоровлению дошкольников;
  • открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс

Эффективность работы с семьёй мы оцениваем по следующим критериям:

  • характер вопросов родителей к воспитателям и руководителю ДОУ — является показателем роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать;
  • посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них;
  • стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
  • использование родителями педагогической литературы. Их участие в смотрах, конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых руководством ДОУ;
  • понимание родителями не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
  • формирование родителями общественного мнения о воспитании дошкольников в детском саду.

Так как семья является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка, то объяснимо особое внимание общества к её функционированию. В этой связи традиционно проводится расширенная конференция на тему «Ребёнок на пороге школы». На ней поднимаются актуальные для настоящего времени проблемы, даётся прогнозирование школьных успехов ребёнка и рекомендации родителям по его дальнейшему сопровождению. В их обсуждении участвуют специалисты ДОУ, члены попечительского совета, представители власти и администрации школы. На конференции родители получают практические советы, памятки, рекомендации по вопросам здоровья детей, психологической готовности ребенка к школе.

Вопросам психолого-педагогического просвещения родителей отводится значительное место в работе нашего ДОУ. Педагогом — психологом проводится большая работа по вопросу пропаганды здорового образа жизни среди родителей.

В этом направлении нами был проведен педагогический совет на тему «Детский сад как носитель нравственного, физического и умственного здоровья детей и взрослых».

Исходя из того, что работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, учитель-логопед ведет работу по формированию у родителей мотивации к развитию правильной речи у ребенка посредством проведения практических занятий «Вам поможет логопед».

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и здорового образа жизни родителей инструктором по физкультуре в родительских уголках вывешиваются консультации, выпускаются санитарные бюллетени, специальные уголки здоровья, где родители могут получить всю необходимую информацию.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями методической службой ДОУ регулярно проводятся следующие мониторинги:

  • мониторинг взаимодействия в системе «детский сад — семья».

Цель: определить единство требований в воспитании детей дошкольного возраста;

  • мониторинг потребностей родителей в воспитательно-образовательных услугах.

Цель: достигнуть конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В ходе мониторинга должен быть обязательно реализован механизм обратной связи, который является контролем качества данных, их грамотной интерпретации и корректное представление. Для распространения информации и прогнозирования путей повышения качества работы с семьей ДОУ в целом и каждый воспитатель в частности может создавать ситуации критической самооценки, организационно — деятельностные и др.

Таким образом, использование различных форм работы с родителями позволяет наиболее эффективно сотрудничать с родителями, достигать поставленных целей,

Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола

Белгородской области»

Просмотров: 471
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Цветкова Татьяна Петровна. Обобщение педагогического опыта «Инновационные формы работы с семьёй воспитанников ДОУ»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Давыдова Елена Александровна. Доклад на тему «Система и формы работы ДОУ с родителями в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов к основной программе ДОУ»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Белоусова Наталья Ильинична. Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Свинина Ирина Геннадьевна. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».
  • Бохан Татьяна Александровна. Проект на тему: 'Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями'
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Взаимодействие учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Консультация для воспитателей «Вариант оптимизации включения родителей в образовательный процесс ДОУ»
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь