Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола
Белгородской области»
В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социально — культурным пространством на рынке образовательных услуг.
Разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Чтобы быть востребованным на рынке услуг коллектив ДОУ ищет свои пути развития жизнедеятельности детей и взрослых, так как взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Участие родителей в воспитательно — образовательном процессе детского сада позволяет педагогам более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики».
Для успешного развития личности ребенка в целом необходима скоординированная работа всех участников образовательного процесса — детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка.
Приоритетными направлениями деятельности нашего ДОУ по вопросам взаимодействия с семьёй дошкольника являются:
- конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросу сбережения здоровья детей;
- поддерживающее взаимодействие по вопросу духовно-нравственного развития детей и воспитывающих взрослых;
- совершенствование неформального образования родителей на идеях гуманизации, опережающего развития психолого-педагогических компетенций;
- интеграция дошкольного общественного и семейного воспитания в целях культурно-исторического развития.
Используемая нами технология взаимодействия ДОУ с семьей представлена следующими аспектами:
- принципами организации работы с родителями
- методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников.
Цель данной технологии — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
В ходе работы мы решаем следующие задачи:
- Ориентирование на взаимодействие педагогов и родителей
- Определение трудностей в развитии взаимодействия с семьёй дошкольников, причины их побуждающие и способы их преодоления.
- Проведение анализа и оценки традиционных и новых форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй.
- Ознакомление педагогов с технологиями позитивного взаимодействия с семьёй, поэтапное их внедрение в практику работы.
С целью оптимизации педагогического взаимодействия в нашем ДОУ используются как традиционные, так и инновационные формы работы.
Наряду с традиционными формами работы: «круглый стол», собрания,
консультации, беседы, совместное проведение занятий, досугов, дни открытых дверей, тематические выставки, мы активно используем инновационные формы и методы работы с родителями:
- презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольным учреждением, его уставом и коллективом педагогов, с разными видами деятельности по развитию личности ребенка;
- университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ;
- семинары для родителей «Мамина школа» с целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовка их к школе;
- информационные бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятиях, в магазинах, где покупателям даются рекомендации, какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года.
Большой популярностью пользуются такие формы работы, где родители являются активными участниками воспитательно — образовательного процесса:
- викторины по вопросам валеологии и основам безопасности жизнедеятельности;
- КВН (включены вопросы об истории нашего города);
- «круглый стол» (представление семейного опыта);
- тематические олимпиады;
- тренинги «Как общаться с ребенком»;
- практические занятия для родителей по оздоровлению дошкольников;
- открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс
Эффективность работы с семьёй мы оцениваем по следующим критериям:
- характер вопросов родителей к воспитателям и руководителю ДОУ — является показателем роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать;
- посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них;
- стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
- использование родителями педагогической литературы. Их участие в смотрах, конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых руководством ДОУ;
- понимание родителями не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
- формирование родителями общественного мнения о воспитании дошкольников в детском саду.
Так как семья является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка, то объяснимо особое внимание общества к её функционированию. В этой связи традиционно проводится расширенная конференция на тему «Ребёнок на пороге школы». На ней поднимаются актуальные для настоящего времени проблемы, даётся прогнозирование школьных успехов ребёнка и рекомендации родителям по его дальнейшему сопровождению. В их обсуждении участвуют специалисты ДОУ, члены попечительского совета, представители власти и администрации школы. На конференции родители получают практические советы, памятки, рекомендации по вопросам здоровья детей, психологической готовности ребенка к школе.
Вопросам психолого-педагогического просвещения родителей отводится значительное место в работе нашего ДОУ. Педагогом — психологом проводится большая работа по вопросу пропаганды здорового образа жизни среди родителей.
В этом направлении нами был проведен педагогический совет на тему «Детский сад как носитель нравственного, физического и умственного здоровья детей и взрослых».
Исходя из того, что работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, учитель-логопед ведет работу по формированию у родителей мотивации к развитию правильной речи у ребенка посредством проведения практических занятий «Вам поможет логопед».
По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и здорового образа жизни родителей инструктором по физкультуре в родительских уголках вывешиваются консультации, выпускаются санитарные бюллетени, специальные уголки здоровья, где родители могут получить всю необходимую информацию.
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями методической службой ДОУ регулярно проводятся следующие мониторинги:
- мониторинг взаимодействия в системе «детский сад — семья».
Цель: определить единство требований в воспитании детей дошкольного возраста;
- мониторинг потребностей родителей в воспитательно-образовательных услугах.
Цель: достигнуть конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
В ходе мониторинга должен быть обязательно реализован механизм обратной связи, который является контролем качества данных, их грамотной интерпретации и корректное представление. Для распространения информации и прогнозирования путей повышения качества работы с семьей ДОУ в целом и каждый воспитатель в частности может создавать ситуации критической самооценки, организационно — деятельностные и др.
Таким образом, использование различных форм работы с родителями позволяет наиболее эффективно сотрудничать с родителями, достигать поставленных целей,
Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола
Белгородской области»
|