Дашина Наталья. «Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»

«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»

«Учите ребенка каким-нибудь
известным ему пяти словам-
Он будет долго и напрасно мучиться,
Но свяжите двадцать слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Огромное количество информации получают сейчас дети, но она не имеет системы и дети просто в ней теряются. Мы столкнулись в своей работе с тем, что детям очень сложно разобраться в большом потоке информации, применить свои отрывочные знания на практике и уметь ими пользоваться. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации детьми.

 

Поэтому мы определили тему исследования «Использование знаково- символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста».

Актуальность: Анализируя данную проблему, ученые педагоги и психологи делают определенные выводы:

На современном этапе надо давать детям не готовые ответы, а ключ к пониманию действительности, которым может стать заместитель, символ. Именно их использование в разных видах деятельности — источник расширения кругозора, умственных способностей и творчества детей.

Цель нашей работы:

Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования знаково-символических средств.

Были определены следующие задачи работы:

  • Учить понимать взаимосвязи, взаимозависимости явлений и процессов;
  • Учить составлять рассказы по наглядным моделям — схемам;
  • Формировать умение замещать реальные предметы — символами, условными знаками;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости.

Мы выделили основные направления работы.

Одним из направлений было определено: повышение уровня самообразования.

На семинаре — практикуме были рассмотрены практически все известные этапы знаково- символических средств.

Были рассмотрены технологии, способствующие расширению кругозора у детей дошкольного возраста.

Проведенная в начале работы диагностика показала, что в двух группах (контрольной и экспериментальной) уровень знаний практически одинаковый.

Следующим этапом нашей работы было- создание предметно- развивающей среды.

  • Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения непосредственно- образовательный процесс были введены мнемодорожки для организации самообслуживания;
  • Выполнения трудовых поручений, были разработаны дидактические игры «Разложи продукты в холодильник», «Найди форму», «Приготовим обед», «Собираемся в полет», «Составим картинку», «Танграм», «Ситуация на дороге».

Проводилась работа по подготовке дополнительного познавательного материала расширяющего кругозор детей:

Обсуждались с детьми проведенные перед занятием наблюдения явлений природы, чтение произведений народного творчества; готовилось оборудование и раздаточным материал, прослушивались аудиокассеты; нами выбирались приемы, при помощи которых можно заинтересовать детей.

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. этап: С детьми рассматривали таблицы и разбирали то, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществлялось перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществлялась передача информации с опорой на символы, т.е. происходил процесс запоминания.

Заучивание стихотворения с использованием схемы.

Была проведена работа по формированию умения устанавливать причинно- следственные зависимости в природе и затем схематично изображали их в уголке природы.

Проводилась работа по развитию умения овладевать действиями замещения и схематизации поэтапно.

Учили детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков- символов, заполнять схему – модель как план пересказа; закрепляли изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Проводилась работа по формированию соотношения между словом и образом. Были проведены дидактические игры, игры- этюды «Составь символ», «Найди символ» и т.д.

Дети начали составлять рассказы по наглядной модели- схеме: сказка «Репка», рассказывание потешки «Солнышко», составление графического плана рассказа на тему: «Насекомые», составление рассказов по мнемокубам «Мои домашние питомцы», составление рассказа по мнемотаблице «Что нам осень принесла?». Дети сравнивали множества, решали задачи. Использовали дидактическую игру «Что похоже на геометрическую фигуру?», решали задачи.

Одним из главных направлений в нашей работе было педагогическое просвещение родителей по вопросу расширения кругозора у детей дошкольного возраста. Проводились родительские собрания, семинар- практикум «Расширение кругозора у дошкольников», пополнился родительский уголок.

Результаты итоговой диагностики показали, что в группе, где проводилась данная работа результаты увеличились на 19%.

Таким образом, с помощью схем — моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

  • У детей появилось желание пересказывать сказки, составлять рассказы, загадки как во время непосредственной жизни;
  • Активировался словарный запас;
  • Рассказ детей более содержательный, эмоциональный, системно выражающий мысли;

Расширился круг знаний об окружающем мире.

Дети могут самостоятельно:

  • Создавать графический план решения учебной задачи, план игровых и практических действий;
  • Придумывать и записывать значки для запоминания сообщений, стихотворений;
  • Составлять символьные загадки;
  • Переписываться друг с другом при помощи символов.

Была замечена перспектива работы. Это:

  • Распространение педагогического опыта работы по вопросу расширения кругозора у детей дошкольного возраста.
  • Разработка и проведение занятий, мероприятий по использованию знаково- символических средств.
  • С помощью знаково- символических средств учить детей делать звуковой, слоговой анализ слова, анализировать и синтезировать предложения.
Просмотров: 415
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Пополнение предметно развивающей среды группы, расширение кругозора детей среднего дошкольного возраста - Макет – трансформер
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Абрамова Наталья Васильевна. «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад»
  • Олеся Строкач. Консультация для воспитателей на тему: «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Оканова Мария Владимировна. План – конспект НОД «На день рождение к Мишке (составление описательного рассказа об игрушке по схеме)» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Весна»
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Забавина Елена Геннадьевна. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Павлова Татьяна Романовна. Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Севостьянова Елена Николаевна. Дидактический материал для детей младшего и среднего дошкольного возраста в картинках «Четвёртый лишний» (авторская работа)
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Екоева Ялакай Васильевна. Опыт работы на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр»
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Шадрина Татьяна Александровна. Из опыта работы: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь