подготовила воспитатель Плаксина Елена Федоровна
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
В настоящее время в детском саду многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
Выстраивание модели образовательного пространства должно вестись по 4 направлениям:
- Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
- построение соответствующей развивающей среды;
- построение модели педпроцесса.
Реализация первого направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
На начальном этапе главной целью выступает: заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирать и анализировать теоретический и практический материал по данной теме. Проведение анкетирования педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнение представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания, проведение тематического педсовета «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», где раскрываются следующие вопросы: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемого ФГТ» (старший воспитатель), «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» (воспитатель), «Организация предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода» (воспитатель), «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей» (воспитатель). Проведение консультации: «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» (воспитатель), «Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников» (воспитатель). В подготовительной к школе группе старшим воспитателем целесообразно проведение обследования межличностных отношений детей в группе.
Реализация второго направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.; проектная деятельность. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформляются фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют — мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы». Проведение выставок творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».
Проведение совместно с родителями в ДОУ культурно-досуговых мероприятий: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.
Реализация третьего направления: построение соответствующей развивающей среды
Реализация программы «От рождения до школы» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательная среда в детском саду создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Например, в детском саду для мальчиков целесообразно создать условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.
Оснащение для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых необходимым оборудованием инструментами и материалами, например, Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчики.
Реализация четвертого направления: построение модели педпроцесса.
Модель педагогического процесса выстраивается таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогам необходимо учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам предлагать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе НОД оценивать их знания, а не поведение.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед и др. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
- Средства
- Методы
- Формы
Средства
- игры
- народные сказки
- пословицы
- колыбельные песни
Методы:
- игры
- познавательно-развивающие этические беседы
- проблемные ситуации
- схемы-действия
Форма
- игровая деятельность
- экспериментальная
- проблемно — поисковая
Внедрение гендерных технологий в ДОУ происходит:
- посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и др.
Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и др.
Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Например: «Во кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
- Использование в образовательном процессе игрового моделирования и прогнозирования ситуаций.
Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Например:
-Таня и Катя не поделили коляску.
- Что может произойти, если никто не уступит?
- Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например:
- У Кристины день рождения. Ты:
- даришь ей свой рисунок
- поздравляешь её
- не обращаешь внимания.
- Внедрение игровых методов: сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, игры – состязания и др.
Сюжетно – ролевые игры – «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение», «Поездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Родился малыш». Создание книги ДОУ «Как мы играем».
Игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Сказка на новый лад»
Настольный театр – проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.
Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)»
Дидактические игры: «Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?».
- Двигательно – образных методов: подвижные игры, игры – состязания, игры-модели и др.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На физкультурных занятиях используются следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
- Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
- Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам)
- Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как).
- Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.
Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
|