Вереникина Ирина Витальевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №20 п. Псебай, Мостовский район, Краснодарский край
В переводе с латинского «defferentia», дифференциация означает разность, различие, разделение.
Новоторцева Н.В. пишет, что под дифференцированным подходом подразумевается целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.
Азимов Э.Г. дает следующее определение:
Дифференцированный подход – общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формирующей речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др. (Новый словарь методических терминов и понятий.
По мнению Селевко Г.К., дифференцированное обучение – это
- форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Апробация различных видов дифференцированного обучения прошла во многих школах. К этим видам дифференциации относят: по способностям, по интеллекту, по неспособностям. В 20-е годы XX века идея дифференцированного обучения выдвигалась в связи с проблемой единства школы. Рассматривалось же оно как единство прав, предоставляемых детям, а не единообразие школы.
Одной из форм дифференцированного обучения, редко применяемой, но, как показывает опыт, достаточно эффективной, является дифференциация по особенностям восприятия материала.
Как отмечает Сиротюк А.Л., любая информация, идущая через нервную систему школьника, должна транслироваться в ведущую модальность понимания.
По ведущим анализаторам Савчин М.В. выделяет следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическая, обонятельное и вкусовое. Известно, что по особенностям восприятия учебного материала выделяют группы визуалистов, аудиалистов и кинестетиков.
По мнению Сиротюк А.Л., ребенок с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Учителям свойственно поводить обучение – аудиально, а контроль знаний – визуально и не соблюдая прямую последовательность, а изменяя ее. Ученику, который опирается на аудиальную память вынужден транслировать информацию в другую модальность. Аудист не может одновременно двигаться вперед и слышать информацию.
Ребенок с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Основным ключом к академическому успеху, является визуальная информация. В этом состоит наиглавнейшая задача начальной школы.
Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность. Этот вид памяти лучше всего развит у детей младшего школьного возраста в том числе и третьеклассников. Надо научить учащихся «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Этот процесс носит название «визуализация памяти».
Замечания ученику необходимо также делать на его языке:
- визуалисту — покачать головой, погрозить пальцем;
- кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему;
- аудисту — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
При систематической работе методом многосенсорного обучения в третьем классе увеличивается опора на визуализацию, а кинестетическое и аудиальное запоминание происходит на подсознательном уровне.
Многоканальное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Помимо этого обучение по каналам восприятия имеет способность развивать другие мало проявляющиеся каналы восприятия информации.
Важнейшей задачей учителя в работе с многоканальной группой учеников на уроке, является учет их индивидуально развивающихся модальностей. Для того чтобы работа с такими детьми была продуктивной, учителю необходимо научиться излагать материал урока во всех модальностях, чтобы мозг каждого ребенка на уроке мог воспринимать материал и усваивать его успешно, опираясь на аудиальное, кинестетическое, визуальное восприятие. Первоочередная цель – научиться видоизменять материал во всех модальностях. Это активизирует ведущий канал восприятия ребенка и развивает его, для ребенка открываются новые возможности овладения материалом.
Работа учителя, с учетом ведущих каналов восприятия, может организовываться на всех уроках. Для этого учителю необходимо разбить класс на группы по восприятию, и изучить особенности каждого отдельно взятого ученика. Работа не будет успешной, если: постоянно делать замечания кинестетику, указывая на его чрезмерную активность, так как в движении кинестетик лучше усваивает материал; визуалиста укорять в том, что его тетради вечно исписаны, так как ребенок воспринимает материал при помощи определенной наглядности; а аудиалу не стоит препятствовать, когда он что-то шепчет, издает звуки, таким образом он еще раз прокручивает информацию в своей голове. Без этих небольших нюансов дети могут не справится с заданием или плохо усвоить новый материал.
Работая с группой визуалов, рекомендуется акцентировать внимание на описание предметов: их цвет, форму, местоположение, признаки. Давая задание, предлагать пользоваться цветными карандашами, выделять особо важные моменты цветом. В объяснении материала использовать картины, схемы, таблицы, рисунки, которые позволят более полно воспринять учебный материал учениками.
Работу с группой аудиалов необходимо строить таким образом, чтобы использовать все возможности интонации и модуляции голоса (громко – тихо, высоко – низко, паузы). По возможности включать в работу аудио и диктофонные записи. При выполнении задания на скорость можно использовать метроном. Музыка будет хорошим дополнением при работе с описанием картин, написанием сочинений и др. В работе с текстом, предложениями, «опасных мест» в словах, сопровождать хлопком или ритмичными движениями.
Работая с группой кинестетиков, эффективное усвоение материала будет при условии, если учитель, объясняя тему, будет выделять тезисы интонационно, жестикулируя, в качестве похвалы погладит по спине, положит руку на плечо. В изложении материала необходимо чаще использовать слова, обозначающие действия.
Отбор учебного материала в условиях дифференцированного обучения, по мнению Л.Н. Петрова, начинается с планирования тем уроков на новый учебный год. Для удобства можно разделить эти темы на 3 части:
1-я часть – темы, в которых нет необходимости вырабатывать стратегию обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;
2-я часть – темы, которые нужно объяснять, опираясь на ведущий тип восприятия (модальность);
3-я часть – контрольные, самостоятельные и проверочные работы.
Таким образом, учет сенсорно – перцептивных особенностей детей, как считает Перевозный А.В., позволит учителю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. Следуя вышеизложенным рекомендациям, можно значительно повысить эффективность усвоения знаний и умений по любому предмету школьной программы.
|