Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга»
Преподаватель: Мравян Оксана Юрьевна Санкт-Петербург 2017
1. Целевой раздел рабочей программы
1. 1. Пояснительная записка
Цель — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Скачать программу
Скачать приложение
Задачи сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;
- предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
- формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы — Принцип возрастной периодизации
Человек рождается на свет с уже организованной структурой впитывающего разума, который развивается опосредованно. В период от рождения до 3 лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких. Он хочет трогать предметы, которые видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хочет много и разнообразно двигаться.
В период от 3 до 6 лет ребенок, является «строителем самого себя». Он хочет самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от
взрослого.
В период от 6 до 9 лет ребенок становится «лаборантом-исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает свою целостную картину мира. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.
Принцип сенситивных периодов от рождения до школы
Сенситивные периоды роста — это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования; к восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного небольшого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания.
Выделяются пять основных сенситивных периодов детства.
сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет). На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т. е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные движения с ними: внутрь — наружу, тяни — толкай и др., постепенно овладевая все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы. Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет) 2–3 года: наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи;
- 3–4 года: ребенок осваивает буквы как символы звуков;
- 4–4, 5 года: время спонтанного письма;
- 5–6 лет: ребенок читает без принуждения.
сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет). Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но, предоставив ему с первых дней жизни возможность дифференцировать и развивать ( «утончать»)
свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет). Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука — тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5–4 года.
Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет)
Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. В раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком.
Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:
- порядок в окружающем пространстве / порядок положения вещей;
- порядок во времени / определенный режим;
- порядок во взаимоотношениях с окружающими.
сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет). Ребенка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер во взаимоотношениях с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой
и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.
Принцип актуального и ближайшего развития
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (не осознанная ребенком) работает на «зону его ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского). Принцип свободной работы детей в предметно- пространственной развивающей среде
Направленным действиям надо учиться. Л. С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Материалы для работы представляют собой десятки предметов, несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов с точки зрения современной психологии является их изоморфность.
То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.
Принцип разновозрастности детской группы
В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития.
Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела. Важным результатом общения и взаимодействия детей 3–6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:
- умение предложить помощь и попросить о помощи;
- эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
- учет и принятие особенностей другого человека, а следовательно, терпимость и толерантность;
- адекватная самооценка;
- уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
- коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) Период от 3 до 7 (8) лет представляет собой время сознательного созидания себя. Важно предоставить детям возможность проявить инициативу в самостроительстве и исследовании окружающего мира. Наилучшим образом это происходит в специально подготовленной педагогами предметно-пространственной развивающей образовательной среде, где дети могут сами выбирать, чем им заняться, и учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Это является важнейшим условием достижения целей и задач образовательной работы.
В это время происходит приобретение навыков:
коммуникативных (конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение устной речью как средством общения);
двигательных (ходьба, бег, прыжки, лазанье, катание на самокате, санках, велосипеде, участие в спортивных играх);
познавательно-исследовательских (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними);
навыков самообслуживания и заботы об окружающей среде;
навыков восприятия художественного текста;
навыков творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) и навыков конструирования;
навыков игровой деятельности.
В дошкольном возрасте также происходит приобретение таких качеств, как:
- овладение основными культурными способами деятельности;
- инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности;
- умение выбирать род занятий, партнеров по совместной деятельности, способы деятельности;
- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
- формирование чувства собственного достоинства;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
- адекватное выражение своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умение разрешать конфликты;
- воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- развитие физических качеств;
- способность к волевым усилиям;
- следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений, хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- развитие физических качеств;
- способность к волевым усилиям;
- следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений.
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17. 10. 2013 № 1155)
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
- Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20. 11. 1989. Ратифицирована Постановлением ВС СССР
от 13. 06. 1990 № 1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
- Конституция Российской федерации. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993.
Срок реализации рабочей программы 2017 учебный год
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы программы -Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации.
В образовании этот процесс называется определяющим термином «нормализация» и имеет специальное значение. «Нормальный»
здесь не несет значений «типичный», «средний» и даже «обычный». Термины «нормальный» и «нормализация» используются для описания уникального процесса, в развитии ребенка.
Интересная, свободно выбранная работа, которая имеет преимущество вызывать концентрацию, а не усталость, увеличивает энергию и умственные способности ребенка и ведет его к самопостроению… Можно уверенно сказать, что дети проявляют тренировку духа, ищут путь к самосовершенствованию и восхождению к внутренним высотам души»
Е. М. Стэндинг перечисляет характеристики нормализации: любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность.
Термин «нормализация» близок к термину «социализация», который используется современной педагогикой и психологией.
В детском саду ребенок получает адекватный и максимально полный для своего возраста образ окружающего мира — природы, культуры и общества, образ самого себя и своего места в мире.
Имея свободу движений и возможность проявлять двигательную активность в специально выделенном уголке/помещении группы/организации, постоянно соприкасаясь с водой, ежедневно пребывая на свежем воздухе, дети укрепляют свое здоровье и хорошо себя чувствуют. Дети, посещающие группу с первых дней, приучаются к самообслуживанию и, согласно возрасту, самостоятельно раздеваются/одеваются, совершают гигиенические процедуры, накрывают на стол, подметают пол, ухаживают за растениями, поддерживают порядок в групповой комнате.
Они умеют налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, обладают культурой поведения в группе, проявляют заботу об окружающей среде.
К 7 (8) годам дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело.
Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться.
Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей детей позволяет им наблюдать, анализировать, сравнивать различные объекты, группировать их по признакам. Большинство детей к 7 (8) годам осваивают первоначальное письмо и чтение, имеют элементарные математические представления; приобретают навыки работы с красками, кистью, карандашами, мелками; вырезают с помощью ножниц; выполняют различные аппликации, работают с бумагой, тканью, природным материалом. Развитие музыкальных способностей позволяет детям иметь к 6 годам навыки интонирования простых песен, ритмичных движений
под музыку.
2. 2. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Залогом успешного достижения целей Программы — благополучия ребенка и решения всех задач, связанных с его естественным развитием, раскрытием его природного потенциала и самореализацией, — является
ЕДИНСТВО ВЗГЛЯДОВ взрослых, которые призваны сопровождать человека в период его становления.
Педагоги детского сада признают родителей (законных представителей) как главных воспитателей и учителей для детей, оставляя себе роль компетентных помощников семьи, обустраивающих жизнь детей в небольшой социальной группе. В связи с этим посещение детского сада может начинаться с младенческого возраста. Мамы с детьми приходят в предметно-пространственную развивающую среду с момента пробуждения у ребенка интереса к предметному миру. Педагоги, работающие группах, не только создают развивающую среду, но и оказывают компетентное сопровождение пары ребенок — взрослый.
Организация таких детско-родительских сообществ и предоставление возможностей родителям учиться наблюдать за ребенком и создавать условия для его саморазвития дома позволяют:
- осуществить преемственность перехода ребенка из домашней среды в группу детского сада;
- облегчить ребенку проживание адаптационного периода в детском саду;
- подготовить родителей (законных представителей) к восприятию концептуальных идей и принципов, на которых будет строиться жизнь их детей в детском саду.
Таким образом, уже с первых дней взаимодействия семьи и детского сада будут созданы предпосылки для продуктивного сотрудничества и достижения общей цели — благополучия ребенка.
Для этого необходимо как можно шире предоставлять информацию, а также рассказывать о принципах и путях реализации Программы. Презентация Программы обычно проводится педагогами в апреле или мае каждого года, когда родители (законные представители) выбирают для ребенка детский сад / группу и Программу, которую реализует организация. Если видение педагогами и родителями (законными представителями) путей воспитания и развития ребенка совпадает, то можно начинать сотрудничество.
В течение учебного года проводятся регулярные встречи с родителями (законными представителями) для обсуждения не только организационных вопросов функционирования организации/группы, но и вопросов содержания образовательного процесса и ухода за детьми. Для установления
партнерских отношений с родителями (законными представителями) необходимо совместно обсуждать особенности текущего процесса, анализировать и оценивать успехи и трудности, возникающие в работе группы, и, исходя из них, планировать изменения тактики поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.
Ключевой темой в период адаптации ребенка является согласование режима дня дома — в детском саду — дома. Не менее важной темой является поддержка и укрепление здоровья детей дома и в детском саду. Необходима согласованность не только позиций каждой семьи и педагогов, но и согласование педагогами этих позиций с родителями детей всей группы. Так складывается родительское сообщество и формируется общность взглядов педагогов и родителей детей.
Для поддержания такого сообщества хороши совместные праздники, где все участники получают заряд вдохновения. «Осенняя ярмарка», празднование Нового года, весенний праздник для мам и пап, «Масленичное гуляние», «Выпускной бал» и другие творческие проекты оставляют добрый след в душе каждого.
Не менее двух раз в год должны проводиться индивидуальные встречи-беседы педагогов группы с семьей. Хорошо, если на такую встречу приходят все члены семьи, которые живут в доме с ребенком и естественным образом влияют на организацию его жизнедеятельности.
В течение всего периода пребывания ребенка в детском саду педагоги группы и родители регулярно ведут диалог, целью которого является координация направленных действий со стороны взрослых по воспитанию и образованию ребенка.
3. 2. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия)
(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
3. 3. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы
Помещение, в котором пребывает группа детей, с предметно-пространственной развивающей средой. Стены комнат окрашены в белый цвет или очень светлые оттенки других цветов. Мебель (столы, стулья, открытые, всегда доступные детям полки, на которых рас-положены материалы и игрушки) должна отвечать СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда разновозрастной группы должна:
- соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сенситивным периодам развития;
- предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
- быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
- предоставлять возможность детям свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать результат своей деятельности и отвечать за него;
- предоставлять возможность для широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
- удовлетворять потребности ребенка в создании личного пространства для деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;
- предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
- предоставлять возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, иметь право на ошибки без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
- способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
- обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка.
Предметно-пространственные развивающие среды для детей раннего возраста и разновозрастной дошкольной группы для детей от 3 до 7 (8) лет значительно отличаются друг от друга. Это различие связано с разными возрастными периодами детей.
Основными разделами предметно-пространственной образовательной среды для группы детей от 3 до 7 (8) лет являются:
- пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания,
- пространство с материалами для развития чувств (сенсорное развитие),
- пространство с материалами для развития математических представлений,
- пространство с материалами для развития речи,
- пространство с материалами для освоения природы и культуры.
В отдельных комнатах предусматриваются:
- пространство с материалами для развития художественных навыков,
- пространство с материалами для развития музыкальных способностей,
- площадка со снарядами для развития движений,
- пространство с предметами для сюжетно-ролевых игр.
Обязательным элементом среды также является уголок уединения.
В построении развивающей среды предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы детского сада оборудована столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов должны располагаться не выше уровня глаз ребенка.
Все дверные ручки в детском саду находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетные комнаты приспособлены для детей. В рабочем классе может быть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.
Раздевалка оборудована шкафами для хранения одежды детей, скамейками и зеркалом, соответствующими СанПиН 2.4. 1. 3049-13.
Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.
Период от 3 до 7 (8) лет представляет собой время сознательного созидания себя. Важно предоставить детям возможность проявить инициативу в самостроительстве и исследовании окружающего мира. Наилучшим образом это происходит в специально подготовленной педагогами предметно-пространственной развивающей образовательной среде, где дети могут сами выбирать, чем им заняться, и учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Это является важнейшим условием достижения целей и задач образовательной работы.
В это время происходит приобретение навыков:
- коммуникативных (конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение устной речью как средством общения);
- двигательных (ходьба, бег, прыжки, лазанье, катание на самокате, санках, велосипеде, участие в спортивных играх);
- познавательно-исследовательских (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- навыков самообслуживания и заботы об окружающей среде;
- навыков восприятия художественного текста;
- навыков творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) и навыков конструирования;
- навыков игровой деятельности.
В дошкольном возрасте также происходит приобретение таких качеств, как:
- овладение основными культурными способами деятельности;
- инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности;
- умение выбирать род занятий, партнеров по совместной деятельности, способы деятельности;
- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
- формирование чувства собственного достоинства;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
- адекватное выражение своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умение разрешать конфликты;
- воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- развитие физических качеств;
- способность к волевым усилиям;
- следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений.
Предметно-пространственная образовательная среда
для детей от 3 до 7 (8) лет
Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы оборудована столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз ребенка. Количество столов и рабочих ковриков соответствует числу детей.
Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и расположены на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал имеется в единственном числе.
Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный и игровой комплекс соседствует с рабочей комнатой.
Все дверные ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей.
Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 7 (8) лет включает в себя:
- пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания, или «Уголок жизненной практики»;
- пространство с материалами для развития чувств (сенсомоторное развитие), или «Сенсорный уголок»;
- пространство с материалами для развития речи, или «Уголок русского языка»;
- пространство с материалами для развития математических представлений, или «Уголок математики»;
- пространство с материалами для знакомства с природой и культурой, или «Уголок природы и культуры»;
- пространство с материалами для развития художественных навыков;
- пространство с материалами для развития музыкальных способностей; пространство со снарядами для развития движений и предметами для сюжетно-ролевых игр (выделено в отдельную комнату или организовано в центре спальни со складывающимися кроватями, соответствующими СанПиН);
- пространство для чтения, уединения и отдыха.
Пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания
Дети упражняются в самообслуживании, учатся обращаться с предметами повседневной жизни, а также заботятся об окружающей среде и помогают друг другу. Эти умения приходят к ним не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности в специально организованном развивающем пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально и строго определенным образом. Материалы содержат возможность самоконтроля. Все они косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики рук, что содействует совершенствованию различных мозговых функций. материалы для развития навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой (базовый набор)
- Набор для переливания из кувшина в кувшин.
- Набор для перекладывания (пересыпания) с помощью ложки.
- Набор рамок с застежками.
- Набор для чистки обуви.
- Набор для стирки белья со стиральной доской.
- Стол для стирки белья со встроенными тазиками.
- Гладильная доска.
- Набор для мытья рук.
- Набор для уборки пыли/мусора со стола.
- Набор для мытья посуды.
- Набор для полировки металлических предметов.
- Набор для мытья зеркал и стекол.
- Набор для ухода за растениями.
- Набор для приготовления салата.
- Механическая кофемолка (шарманка).
Пространство с материалами для развития чувств
(сенсомоторное развитие)
Важнейшей основой познавательного развития дошкольника является его сенсомоторное развитие. Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, обобщать, дифференцировать и классифицировать; готовят к изучению музыки, математики, общественных и естественно-научных областей знаний (география, история, астрономия, физика, химия, биология).
Упражнения с сенсомоторным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные чувства, такие как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребенок также учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и осязать форму предметов.
материалы для упражнений в развитии чувств (базовый набор)
1. Материалы для развития зрительного восприятия:
- блоки с цилиндрами;
- блок вкладок с предметами разной формы;
- розовая башня с подставкой;
- коричневая лестница;
- красные штанги;
- цветные таблички.
2. Материалы для развития осязания:
- доски для ощупывания (тактильные дощечки);
- шероховатые (тактильные) таблички;
- ящик с тканью.
3. Материалы для развития слуха:
- шумовые цилиндры;
- колокольчики А. Маккерони.
4. Материалы для развития чувства тяжести — весовые (барические)
таблички.
5. Материалы для развития чувства тепла — тепловые (термические)
бутылочки и таблички.
6. Материалы для развития обоняния — цилиндры с запахом.
7. Материалы для развития вкусовых ощущений — вкусовые стаканчики.
8. Материалы для развития чувства силы — силовые цилиндры.
9. Материалы для развития стереогностического чувства и развития
представлений о форме предметов.
- геометрический комод с демонстрационным подносом;
- набор разновысоких цветных цилиндров;
- геометрические тела (окрашенные и неокрашенные);
- коробка или мешочек с предметами для сортировки.
10. Сенсорные материалы для подготовки к занятиям математикой:
- конструктивные треугольники;
- биномиальный и триномиальный кубы.
Пространство с материалами для развития речи
Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Наша задача — помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом. материалы для упражнений в развитии речи (базовый набор)
1. Материалы для пополнения словарного запаса, речевой деятельности и классификации слов языка:
- слова в трех коробочках;
- карточки «Классификация слов языка (мир растений, животных, человека)».
2. Материалы для развития фонетического и фонематического слуха,
а также выделения отдельных письменных знаков в словах:
- ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов; коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук;
- коробки с карточками «Интуитивное чтение».
3. Материалы для подготовки руки к письму:
- металлические рамки-вкладыши;
- цветные карандаши; подставки для карандашей;
- контурные рисунки.
4. Материалы для формирования образа буквы:
- шероховатые (тактильные) буквы;
- ящик с манкой для тренировки навыка письма;
- набор карточек для списывания слов «Списки»;
- большой подвижный алфавит Ю. И. Фаусек;
- малый подвижный алфавит;
- тетрадь для свободного письма «Звук и буква»;
- набор картинок в коробке для свободных текстов.
5. Материалы для первоначального чтения и списывания (коллекция Ю. И. Фаусек):
- коробка 1 для механического чтения и списывания;
- коробка 2 для чтения номенклатуры и списывания слов;
- коробки 3, 4 «Картинка — слово»;
- коробки 5, 6, 7, 8 «Приказания»;
- коробки 9, 10, 11 для выразительного чтения, диалогов и драматизаций;
- коробка 12 с книжечками Монтессори — Фаусек.
6. Материалы для развития интуитивной грамматики:
- комплект «Род существительного, число, согласование с прилагательным»;
- коробка с игрушечным столом для распознавания предлогов (за, под, на...);
- грамматические коробки Монтессори — Фаусек;
- коробка «Символы частей речи»;
- приказания к частям речи;
- тетрадь для свободного письма.
7. Уголок для чтения и рассматривания книг «Библиотека» Пространство с материалами для развития
математических представлений
Большое значение в умственном воспитании детей имеет процесс самоформирования их элементарных математических представлений. В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие «материализованные абстракции, предназначенные для упражнений в математике. Наглядно-действенное мышление дошкольника находит опору в работе с этими «материализованными абстракциями».
Десятичную систему счисления, арифметические действия, элементарную геометрию ребенок проживает через целенаправленную деятельность с математическими материалами.
Цель педагогов — через подготовку среды и организацию свободной работы детей дать им основы математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка.
Вся человеческая культура, и прежде всего высокоразвитая техника и индустрия, опирается на математику.
В математических материалах ясно видны связи арифметики и геометрии. С их помощью происходит знакомство детей с количествами, введение в мир чисел, введение в десятичную систему, знакомство с основными арифметическими действиями и понимание их сути. Используя свой сенсорный опыт, дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировки детей в пространстве и во времени. материалы для упражнений в развитии математических
представлений (базовый набор)
1. Первая группа математических материалов:
- числовые красно-синие штанги;
- настольные числовые красно-синие штанги;
- «математическая шкатулка»;
- шероховатые (тактильные) цифры;
- веретена (счетные палочки);
- цифры и чипсы.
2. Вторая группа математических материалов:
- банк «Золотой материал»;
- материал и карточки для введения в десятичную систему счисления;
- поднос для построения на ковре десятичной системы;
- игра «Марки»;
- малые счеты.
3. Третья группа математических материалов:
- набор цветных и золотых стержней с бусинами;
- доски Сегена;
- цепочки «Сотня» и «Тысяча»;
- цветные цепочки;
- доска «Сотня» с контрольной картой;
4. Четвертая группа математических материалов:
- игры с полосками на сложение и вычитание;
- доски на умножение и деление с бусинами;
- игры «в змею» на сложение и вычитание;
- комплекты рабочих и контрольных карт на сложение, вычитание,
умножение, деление;
- ящики с примерами на сложение, вычитание, умножение, деление;
- карточки с примерами на сложение, вычитание, умножение, деление;
- материал из бусин для умножения и возведения в степень с демонстрационным стендом;
- доска Пифагора с контрольной доской.
Пространство с материалами для знакомства с основами знаний о природе и культуре
В предметно-пространственной развивающей среде представлены материалы, с помощью которых ребенок может знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и формированию компетенции ребенка в различных областях природы и культуры.
Задача педагога — с помощью дидактических материалов дать детям умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания природы и человеческой культуры. Исследовать окружающий мир — значит действовать в нем как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Дидактические материалы этого пространства составлены по принципу знаменитого учебника Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках». Поскольку ребенок не в состоянии представить себе весь мир, то основные, значимые для культурного человека вещи нарисованы на картинках и подписаны. Картинка — знак, который при определенных условиях может пробудить у ребенка желание развернуть его, проанализировать и объяснить.
материалы для знакомства с основами знаний о природе и культуре (базовый набор)
1. Группа материалов «Земля и Вселенная»:
- набор «Земные стихии»;
- коврик «Планеты Солнечной системы»;
- коврик «Происхождение жизни на Земле».
2. Группа материалов «География»:
- глобусы «Вода — суша», «Континенты»;
- карты-пазлы «Континенты», «Российская Федерация», «Европа»;
- контурная карта континентов;
- комод для географических карт;
- набор «Остров, полуостров»;
- набор «Животный мир континентов».
3. Группа материалов «Биология и анатомия»:
- ботанический комод;
- шкафчик с карточками к ботаническому комоду;
- шкафчик для ботанических рамок-вкладышей;
- ботанические рамки-вкладыши с контуром: части цветка,
части листа, части яблока, части дерева;
- модель «Тело человека»;
- набор «Классификация животного мира»;
- набор «Классификация растений»;
- набор «Классификация: овощи и фрукты».
4. Группа материалов «Время»:
- календарь;
- часы;
- набор «Дни недели»;
- набор «Времена года».
5. Группа материалов «Человек и культура»:
- лента «История моей жизни»;
- лента «От рождения до старости»;
- лента времени «История мировой культуры»;
- набор «Государственная атрибутика России»;
- набор «Профессии».
Пространство с материалами для развития художественных навыков
Дети обучаются доступным способам и техникам выразительности в художественных видах деятельности, в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, художественном конструировании. Они учатся смешивать цвета, выстраивать композицию, осваивать различные художественные техники,
использовать для собственного творчества разнообразные материалы.
Виды деятельности, позволяющие детям научиться различным навыкам изобразительной деятельности, а также проявлять свои творческие
способности, организуются как во время свободной работы, так и во время занятий художественной студии или ателье. В общей среде группы есть небольшой уголок для творчества, а основные занятия продуктивными видами деятельности происходят в соседствующей с групповой комнатой студии или ателье. инструменты для художественных работ
- Краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски), сангина, уголь.
- Клей (ПВА, клей-карандаш).
- Кисти разного размера.
- Ножницы разной формы.
- Карандаши цветные, восковые мелки, фломастеры, пастель.
- Цветная бумага, картон, гофрированная бумага, калька.
- Фартук из непромокаемой ткани для детей.
Пространство с материалами для развития
музыкальных способностей
Музыка — одно из важнейших средств в развитии ребенка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение музыки и шумов, производимых любым движением, с абсолютной тишиной покоя.
музыкальные инструменты и инвентарь для музыкальных занятий (примерный набор)
1. Набор детских музыкальных инструментов:
- шумовые: барабан, бубен, трещотки, клавесы, бубенчики, маракасы;
- звуковысотные ударные инструменты: металлофоны, ксилофоны;
- духовые: свирели/флейты, свистульки.
2. Фортепиано/синтезатор/гитара (любой музыкальный инструмент, которым владеет педагог).
3. Музыкальный центр.
4. CD с музыкальными произведениями для слушания, движения, музицирования.
5. Наборы лент, платков.
6. Мячи, разные по размеру и фактуре; гимнастические палки.
Пространство со снарядами для развития
движений и предметами для сюжетно- ролевых игр (выделено в отдельную комнату)
Организуя специальную возможность для тренировки детей в лазаньи, прыжках, качании, катании, вращении, мы серьезно помогаем им в развитии не только мышечного аппарата, но и в создании благоприятных условий для формирования сенсорной интеграции и других нейрофизиологических процессов, необходимых для развития когнитивной сферы. Оборудование и предметы для сюжетно-ролевых игр (примерный набор)
Игровой комплекс:
- набор деревянных строительных кирпичей, кубиков, пенечков, балочек;
- предметы для игры в семью и дочки-матери;
- атрибуты для игр в путешествия;
- атрибуты для игр в театр, принцев и принцесс и других популярных
среди детей конкретной группы сюжетно-ролевых игр;
- различные ширмы, легкие скамейки и переносные деревянные лесенки;
- прочий инвентарь по желанию детей и возможностям детского сада.
В среде возможно совмещение игрового пространства со спальней, в любом детском саду есть музыкальный и спортивный зал (специальные занятия проводятся там). В каждой группе есть линия на полу в виде эллипса для движений под музыку, стол для индивидуального и коллективного творчества.
3. 2. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
- Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.
- Любина Г. А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. — 1996, № 2. — С. 4–13.
- Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С. В., Петрова Н. Г., Свирская Л. В. — М.: Линка-пресс, 2008. — 224 с.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. — 271 с.
- Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. — СПб.: Речь, 2010. — 142 с.
- Сухотина-Толстая Т. Л., Фаусек Ю. И., Тихеева Е. И. Три путешествия в Рим. — СПб.: Oбразовательный центр «Участие»; Лема, 2013. — 160 с.
- Фаусек Ю. И. Русская учительница. Воспоминания монтессори-педагога. / Сост. и ред. Д. Г. Сороков. — М.: форум, 2010. — 400 с.
- Фрешко Г. Х. Новорожденный с любовью. — Екатеринбург: Народная книга, 2013. — 368 с.
|