«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы знаем, какую дорогу нам выбрать.» Сомерсет Моэм
Вострецова Д.Г., заведующий МАДОУ ДС № 6 «Сказка»
В современных социально-экономических условиях одна из важнейших проблем сферы образования – предоставление широким слоям населения качественного и доступ-ного образования. Развитие образовательного рынка идет параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги необходима новая форма получения образования.
Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития допол-нительного образования детей на 2015-2020 годы» (Постановление от 04. 09. 2014 № 1726-р), где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Утвержден план мероприятий реализации этой Концепции. В округе принята «Концепция развития дополнительного развития детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года». При реализации данных Концепций численность детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, увеличится до 70-75 процентов. Данный показатель является одним из ключевых при оценке деятельности руководителей глав субъектов РФ, глав муниципальных образований. Все это говорит о государственной значимости развития дополнительного образования.
Скачать конспект
Дополнительным образованием является сфера получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного образовательного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.
Цели и задачи дополнительного образования:
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с ин-тересами детей, потребностями семьи и общества.
Так же одной из основных задач дополнительного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста активно развивались бы в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом, имели бы возможность добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога (тренера), имели бы стремление познавать новое, изучать окружающий мир, проявлять себя в различных творческих видах деятельности. Однако, данная задача в рамках лишь обязательных предметов не находит полного решения.
Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения.
Дополнительное образование является действительно дополнительным образованием только тогда, когда выполняется совокупность следующих требований к деятельно-сти образовательной организации:
- образовательная организация имеет лицензию на осуществление дополнительных образовательных программ
- образовательной организацией разработана и утверждена дополнительная обще-образовательная программа
- обучающиеся в кружке (секции) по указанной программе дополнительного образования зачислены локальным правовым актом организации в качестве обучающихся, осваивающих указанную программу дополнительного образования.
С целью обеспечения соблюдения федерального законодательства при реализации дополнительных общеобразовательных программ:
- при необходимости должны быть внесены изменения в локальные правовые акты организации
- не допускается оплачивать работу педагогов дополнительного образования за счет средств муниципальных заданий на оказание услуг дошкольного образования
- реализация дополнительных общеобразовательных программ образовательными организациями должна осуществляться или в рамках соответствующего муниципального задания, или за плату.
При дефиците бюджетного финансирования естественным образом встает вопрос о привлечении средств из внебюджетных источников. Образовательные организации могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования в виде доходов от платной образовательной деятельности.
Для руководителей образовательных организаций новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель должен сам инициировать введение дополнительных платных ус-луг, видеть его последствия, достижения, издержки. Введение такой деятельности пред-полагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями.
Спектр дополнительных платных услуг в каждом дошкольном учреждении всегда индивидуален, что обусловлено потребительском спросом на платные услуги, ресурсами и возможностями ДОУ, часто разнообразен и ведется по нескольким направлениям.
Организация дополнительных платных услуг особенно сложна на начальном этапе, когда у учреждения нет достаточного опыта. Возникают вопросы:
- Как правильно внедрить дополнительные платные образовательные услуги в ДОУ?
- Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при организации платных образовательных услуг?
- Каким образом можно сделать деятельность более эффективной, а сами услуги более привлекательными для потребителей?
Опыт организации и оказания дополнительных платных услуг ДОУ № 6 «Сказка»
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ следует осуществлять поэтапно:
- этап. Изучение нормативно-правовой документации.
- этап. Выявление спроса на услуги дополнительного платного образования.
- этап. Разработка документации ДОУ по организации и оказанию платных услуг.
- этап. Оформление образовательных отношений.
- этап. Контроль качества оказания услуг.
Что бы развивать данные услуги успешно и выгодно для своего учреждения, необходимо продумать конкретные шаги по реализации проекта, разработать алгоритм действий ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных образовательных услуг.
Алгоритм действий ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных услуг:
- шаг. Изучение нормативно-правовой документации.
- шаг. Выявление спроса на дополнительные платные услуги.
- шаг. Лицензирование образовательной деятельности.
- шаг. Расчет стоимости платных услуг.
- шаг. Кадровое обеспечение реализации программы.
- шаг. Организация процесса обучения.
- шаг. Информирование потребителей о дополнительных платных услугах.
- шаг. Оформление отношений с заказчиками услуги.
- шаг. Контроль качества оказания платных услуг.
- шаг. Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей ор-ганизацию и оказание дополнительных платных образовательных услуг
На первом этапе организации платных дополнительных услуг в ДОУ необходимо изучить нормативно-правовую документацию. Одним из основных нормативно-правовых документов является Постановление Правительства РФ от 15. 08. 2013 № 706, утвердившее Правила оказания платных образовательных услуг, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Законом РФ «О защите прав потребителей».
Оказание дополнительных платных образовательных услуг регламентируется нор-мативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (п. 5 ст. 43)
- Гражданским Кодексом Российской Федерации
- Федеральным законом от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013)
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15. 08. 2013 № 706
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Законом Российской Федерации от 07. 02. 1992 №2300-1 (ред. от 05. 05. 2014)
«О защите прав потребителей»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2013 № 966
«О лицензировании образовательной деятельности»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25. 10. 2013
№ 1185 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образователь-ных услуг в сфере общего образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 28. 02. 2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-ных организаций» (с изменениями и дополнениями);
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
- Уставом ДОУ.
Образовательная организация вправе заниматься платными образовательными ус-лугами, если это предусмотрено ее Уставом и соответствует ему (ч. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 101 Закона «Об образовании в РФ»).
Перечень дополнительных платных услуг, а также порядок предоставления долж-ны быть прописаны в Уставе и в Положении о порядке оказания дополнительных плат-ных услуг. В данных документах также необходимо указать, что платные образователь-ные услуги воспитанникам ДОУ не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности ДОУ, финансируемых за счет средств бюджета.
2 шаг. Выявление спроса на услуги дополнительного платного образования
В связи с повышением требований, которые родители предъявляют дошкольному учреждению, предоставлением прав выбора детского сада, конкуренцией между ДОУ, детские сады должны привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребно-сти и спрос. Поэтому перед нашим учреждением встали задачи проведения маркетинга образовательных платных услуг и их рекламы.
В ходе маркетинга анализируются:
- спрос на платные образовательные услуги (анкетирование с целью анализа пла-тежеспособности родителей, их потребностей, пожеланий и предпочтений)
- сильные и слабые стороны ДОУ в случае оказания дополнительных услуг (виды услуг, потребность, стоимость, качество, доступность и конкурентоспособность)
- кадровый потенциал ДОУ
- материально-техническая база (соответствие материально-технической базы и помещений существующим требованиям и санитарным нормам)
- опыт коллег-конкурентов (сравнение услуг конкурентов по видам услуг, их стоимости, качеству).
После формирования перечня планируемых услуг проводятся рекламная кампания, наглядная и информационная агитация для потенциальных заказчиков на предмет выбора платных услуг. Информация о дополнительных платных услугах размещается на информационном стенде и официальном сайте ДОУ, проводятся анкетирование, краткая презентация программ на родительских собраниях, предлагаются буклеты, памятки.
Третий этап – разработка документации ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных услуг – является самым важным и сложным.
После изучения нормативно-правовых основ руководитель может разработать стратегию реализации дополнительных ПОУ, разработать локальные акты ДОУ, регламентирующие организацию и порядок оказания платных услуг на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней.
3 шаг. Лицензирование образовательной деятельности
В соответствии с законодательством РФ образовательная деятельность подлежит лицензированию. «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по ви-дам образования, по уровням образования, по профессиям, по специальностям, направле-ниям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования» (ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Если в момент получения лицензии осуществлять оказание дополнительных платных ус-луг не предполагалось, администрации ДОУ до начала оказания дополнительных платных образовательных услуг необходимо внести изменения в приложение к лицензии.
4 шаг. Расчет стоимости дополнительных платных услуг
Предоставление платных услуг осуществляется на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам. Одним из важных условий договора являются размер платы и порядок оплаты таких услуг. Размер платы за оказанные платные услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг с учетом требований к качеству оказания услуг. Доходы от оказания услуг должны превышать затраты на их оказание, в противном случае реализация услуг становится экономически не выгодной для образовательной организации. При этом следует руководствоваться принципом рациональности, то есть соотношением затрат и полученной прибыли.
Необходимо разработать следующие документы:
- план финансово-хозяйственной деятельности по платным услугам, в которой учитываются доходы (родительская плата) и расходы (заработная плата работников, оказывающих платные услуги, начисления на заработную плату, расходные материалы, коммунальные услуги и прочие расходы и др.)
- калькуляция затрат одной платной услуги (на каждую услугу отдельно)
- штатное расписание работников
- табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы
- Положение о порядке оказания дополнительных платных услуг.
Размер платы утверждается ДОУ самостоятельно. Руководитель утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, калькуляцию стоимости услуги на каждый вид отдельно. Тариф согласовывается с отделом ценообразования администрации города, устанавливается Постановлением Главы города.
При заключении договора на оказание дополнительных платных услуг родителей знакомят с калькуляцией стоимости данной услуги.
Ежемесячно родители вместе с квитанцией по родительской оплате получают квитанции за платные услуги, счет выставляется за фактическое количество занятий. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления на расчетный счет ДОУ.
Необходимо в договоре и в квитанции об оплате услуги фигурировали данные (ФИО) одного и того же лица, так как родители имеют право обратиться в Налоговый орган с целью возмещения налогового вычета.
Правильная организация платных услуг позволит ДОУ сформировать дополни-тельный бюджет, который используется в соответствии с уставными целями (направляется на фонд оплаты труда сотрудников дополнительного образования и начисления на заработную плату, расходные материалы, функционирование и развитие ДОУ).
Привлечение дополнительных финансовых средств за счет доходов, полученных от оказания дополнительных платных образовательных услуг, не влечет за собой снижение нормативов и размеров финансирования за счет средств Учредителя.
5 шаг. Кадровое обеспечение реализации программы
Для выполнения работ по оказанию платных услуг могут привлекаться как штатные работники ДОУ, так и сторонние.
Принять на педагогическую должность работника на условиях совместительства целесообразно в случае, если образовательная организация не располагает кадрами для оказания конкретной образовательной услуги.
Педагоги дополнительного образования должны иметь соответствующую профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения квалификацию.
Следует подготовить документы, регламентирующие деятельность педагогов дополнительного образования. Сюда входят:
- должностные инструкции;
- трудовой договор, заключенный с педагогом дополнительного образования, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях (с педагогом ДОУ оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, с приглашенным специалистом – договор гражданско-правового характера);
- перечень документации педагога дополнительного образования:
- утвержденная дополнительная образовательная программа
- сетка дополнительных занятий на учебный год
- список обучающихся
- табель посещаемости.
4) график работы педагога дополнительного образования. Если педагог является сотрудником ДОУ, необходимо составить два графика работы, позволяющих исключить предоставление платных услуг в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога необходимо ознакомить под роспись.
Руководитель:
- определяет функциональные обязанности работников, оказывающих конкретную платную услугу
- утверждает соответствующие должностные инструкции, штатное расписание работников дополнительного образования
- заключает дополнительные соглашения с работниками ДОУ в соответствии с дополнительным штатным расписанием или гражданско-правовой договор с приглашенными педагогами
- утверждает акты выполненных работ.
6 шаг. Организация процесса обучения
«Платные услуги оказываются в полном объеме в соответствии с образовательной программой, учебным планом и условиями договора» (пункт 6 Правил оказания платных образовательных услуг).
ДОУ обеспечивает:
- качество подготовки обучающихся
- реализацию в полном объеме образовательных программ
- соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
«Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» (статья 75, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273).
Руководитель ДОУ осуществляет контроль за полнотой методического обеспечения. Платные курсы должны быть обеспечены: необходимым оборудованием, дополни-тельной образовательной программой, учебным планом, пособиями и расходными мате-риалами.
Количество часов, тематика занятий, предлагаемых исполнителем в качестве ПОУ, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Платные занятия могут проводиться по подгруппам, индивидуально или всем составом группы и в каникулярное время.
Руководитель издает приказы и распоряжения по организации деятельности групп ПОУ. Утверждает:
- Положение о порядке организации и оказанию дополнительных платных услуг
- договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным про-граммам
- приказ «Об организации дополнительных платных услуг в ____ учебном году»
- штатное расписание работников, оказывающих платные услуги
- комплектование групп детьми, которые будут пользоваться платными услугами
- учебный план
- расписание занятий групп ДОУ.
7 шаг. Информирование заказчиков о ПОУ
Требования к открытости и доступности информации, которая касается услуг, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона «Об образовании в РФ» и пунктом 9 Правил оказания платных образовательных услуг:
- исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчикам достоверную информацию о себе и об оказываемых платных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 8,10 Закона РФ от 07. 02. 1992 № 2300-0 «О защите прав потребителей»);
- информация об оказании дополнительных платных услуг (лицензия на образовательную деятельность, образовательные программы, перечень, порядок и условия получения ДПОУ, стоимость услуг, образцы договоров, нормативные документы, информация о педагогах дополнительного образования и другие) размещается на информационном стенде в общедоступном месте и на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.
- шаг. Оформление отношений с заказчиками услуги
Платные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) обучающихся и на договорной основе.
ДОУ разрабатывает и утверждает Форму договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам с учетом требований статьи 54 Закона «Об образовании», пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг и в соответствии с Примерной формой договора об образовании на обучение по дополнительным программам, утвержденной приказом Министерства образования и науки от 25. 10. 2013 № 1185.
При оказании платных услуг с заказчиком в обязательном порядке заключается до-говор в письменной форме, указываются их стоимость, порядок оплаты, лицензия на образовательную деятельность, права и обязанности заказчика и исполнителя, условия расторжения договора и другие сведения, связанные с оказанием платных услуг. В договоре на оказание платных услуг указывается стоимость выбранной услуги отдельно. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период.
Договор заключается до издания приказа о зачислении ребенка. Это предусмотрено частью 2 статьи 53 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Указанные в договоре сведения должны соответствовать информации, размещен-ной на официальном сайте в сети «Интернет» и информационном стенде ДОУ на дату заключения договора.
Договор об образовании на обучение по дополнительным программам может быть расторгнут по инициативе Исполнителя в одностороннем порядке в случае просрочки оплаты стоимости платных услуг.
9 шаг. Контроль качества оказания дополнительных платных услуг
Заведующий ДОУ несет персональную ответственность за организацию дополни-тельных платных услуг.
Заведующий осуществляет:
- контроль за организацией, количеством и качеством предоставления платных ус-луг (педагоги ежемесячно отчитываются о выполнении объема услуг, составляется акт выполненных работ, на основании которого выплачивается заработная плата)
- контроль за правильностью взимания платы
- контроль за объемом поступления денежных средств
- контроль за расходованием средств, поступивших от оказания платных услуг, строго в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Проблемы, которые мешают организации платных услуг:
- отсутствие квалифицированных специалистов для оказания платных услуг
- отсутствие достаточного количества помещений
- низкая платежеспособность потенциальных потребителей
- избыточный документооборот.
На протяжении пяти лет в детском саду № 6 «Сказка» ведется работа по оказанию дополнительных платных услуг. В детском саду предоставляются следующие виды дополнительных образовательных платных услуг:
- кружок «Веселый язычок»
- кружок по обучению детей английскому языку
- кружок «Юный техник»
- студия «Мир танца»
- кружок «Фантазеры»
- группа продленного дня
- группа выходного или праздничных дней
- кислородный коктейль.
Прослеживается положительная динамика роста количества детей, получающих дополнительные платные образовательные услуги.
Доходы от оказания дополнительных платных услуг используются для развития и функционирования детского сада, что является особой возможностью совершенствования материально-технического обеспечения образовательного процесса, создания комфортных и безопасных условий для обучения и воспитания. Приобретены игровое оборудование, лего-конструкторы, зеркала, станки для занятий хореографией, детские и взрослые сценические костюмы.
В детском саду для родителей организовываются посещения занятий по дополни-тельным платным образовательным услугам с целью ознакомления с ходом образовательного процесса.
Для родителей организовываются выставки детских творческих работ по изобразительной деятельности в фойе детского сада, в приемных групповых комнат.
Воспитанники студии «Мир танца» успешно выступают на городских концертных площадках, в мероприятиях: «Педагогическая конференция», «День учителя и воспитателя детского сада», «Новогодний граммофон». Ребята бывают частыми гостями на утренниках в реабилитационном центре «Цветик- семицветик», Городском доме детского творчества, выступают на утренниках в детском саду.
Обучающиеся воспитанники кружка «Веселый фантазер» принимают активное участие в творческих конкурсах на разных уровнях и становятся победителями. Победителями творческих конкурсов в период с 2014 -2016 год стали 37 воспитанников.
В конце учебного года с целью рекламы технического творчества на родительском собрании будут представлены видеоматериалы по работе кружка «Юный техник» и выставка детских работ обучающихся.
В детском саду создана система дополнительных платных услуг, которая работает и развивается. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополни-тельном образовании детей, в том числе на платной основе. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных совместных мероприятиях и возрастает их активность. Предоставляемые ДОУ платные услуги востребованы родителями и детьми.
Таким образом, оказывая спектр платных услуг, детский сад успешно адаптировался к современным условиям, предоставив воспитанникам и их родителям свободу выбора дополнительных образовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений. Дополнительное образование дает не только материальную прибыль, но и повышение качества дошкольного образования в целом и имиджа дошкольного учреждения.
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации (п. 5 ст. 43).
- Кодексом Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013) «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15. 08. 2013 № 706
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
5. Закон Российской Федерации от 07. 02. 1992 №2300-1 (ред. от 05. 05. 2014) «О защите прав потребителей».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2013 № 966
«О лицензировании образовательной деятельности».
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25. 10. 2013
№ 1185 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образователь-ных услуг в сфере общего образования».
8. Письмо Минобрнауки России от 28. 02. 2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошколь-ного образования».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-ных организаций» (с изменениями и дополнениями).
10. Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском авто-номном округе – Югре до 2020 года.
11. Устав ДОУ.
Материал для печати в журнале «Дошколенок. РФ»
- Полное ФИО: Вострецова Долорес Габсалямовна
- Должность: заведующий
- Название (номер) учреждения: муниципальное автономное дошкольное образо-вательное учреждение детский сад №6 «Сказка»
- Город (село, поселок), Область, Край: город Радужный Ханты-Мансийский ав-тономный округ -Югра
- Название работы: Доклад «Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ в условиях ведения ФГОС ДО»
|