А.Р. Хакимова
Не секрет, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. В современном мире родители задумываются о будущем ребёнка с первых шагов. Внимательно следят за развитием интересов своего чада, стараясь предопределить его профессиональное будущее. В дошкольной педагогике проблеме формирования представлений о мире труда и профессий, с недавних пор, стали уделять значительную роль. Однако, происходит это недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Целесообразно рассматривать дошкольный возраст, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его, пока небогатым, жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии машиниста, полицейского, продавца и т.д. Но и об этих, так или иначе, знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий, является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый и актуальный процесс. Связать образовательный процесс с реальными событиями помогает проектная деятельность. Визит мамы в дошкольное отделение и рассказ о её профессии, привлекает и заинтересовывает даже самого непоседливого ребёнка. А в игре, ребёнок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных, полученных входе проектной деятельности, в практический опыт, который может ему пригодиться в жизни.
Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Обычно дети, в ходе одной сюжетно – ролевой игры, объединяют различные впечатления, полученные в ходе проектной деятельности, и комбинируют увиденное в реальной жизни с образами, взятыми из книг, фильмов, увиденных картин. Благодаря способности использовать свои знания и представления, ребёнок начинает понимать связи между различными явлениями общественной жизни, и правдиво изображать их, а иногда сознательно изменять. С усложнением процесса ознакомления детей с трудом взрослых, развивается и усложняется игра. Одна из тенденций развития игры – большая связь её с трудом. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, формируются многие положительные качества, проявляются индивидуальные особенности, умение считаться с мнением других. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, взаимосвязь людей разных профессий, воспитывается уважение к труду, бережное отношение к продуктам труда.
Мы начинаем работу уже в младших возрастных группах, реализуя проектную деятельность, посредством организации сюжетно-ролевых игр. Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевозка пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестёр, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актёра, врача, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания Правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
И, наконец, дошкольники седьмого года жизни, продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолёте летают пилоты; на корабле есть капитан, штурман, матрос и т.д. Развивается способность детей самим намечать тему игры. Дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными в ходе реализации проектов.
Информативное воздействие может проявляться на всех этапах проектной деятельности. Это прежде всего доступные беседы о профессиях родителей, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает больший эффект, т.к. сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Во время игры происходит смена ролей, что способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают «засиживания» в одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.
В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребёнка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода. После интересной игры ребёнок долго находится под ее впечатлением.
В играх дошкольники проводят почти всё своё время. Поэтому, закрепление основных представлений детей об окружающем мире, в ходе реализации проектной деятельности, лучшим образом происходит в игре.
В возрастном аспекте, сюжетно-ролевая игра в различные профессии идёт с постепенным усложнением её содержания и характера.
Педагогам и воспитателям необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. Проектная деятельность совершенствуется, обогащается и усложняется. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем- о предметах, явлениях. Кроме этого, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки; создание мультфильмов.
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребёнка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку в игре, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проекты с использованием сюжетно-ролевых игр идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В. Алешина. -М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. -М.: Просвещение, 1974.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — Воронеж, 1996.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. — 1978. -№10. — с. 64-69.
|