Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Русская народная поговорка
Семья. Какое значение имеет она для нас? Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка. Именно под руководством родителей малыш приобретает свой первый житейский опыт и умение жить в обществе. Яркие впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть свои детские переживания, но они, помимо его воли, будут очень часто влиять на его поступки.
Любой ребенок-это особый мир, и познать этот мир могут только те родители, которые умеют разделить вместе со своим ребенком детские успехи и огорчения, тревоги и радости, которые понимают каждое движение детского сердца. Сегодня воспитание ребенка требует от родителей большого терпения, любви, душевных сил и времени. Гуманность, доброта и родительский такт являются главными качествами, которые так необходимы детям. Наглядным примером для ребенка являются любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери.
Идеалы родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. К сожалению, в некоторых семьях можно наблюдать равнодушное отношение к воспитанию ребенка. Просто дети и родители живут рядом, и родители наивно надеются, что все получится само собой. Потом мамы и папы удивляются, почему у них выросли такие дети. Все получилось бы иначе, если бы родители были педагогически грамотными! Как педагоги могут помочь родителям? Ответ на этот вопрос находится на поверхности — необходимо повысить педагогическую культуру родителей!
Понятие педагогической культуры родителей
Прежде всего, дадим общее определение культуры, используя словарь В.И. Даля.
«ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника».
Социальная история человечества рассказывает о том, что люди освоили и сделали своим домом весь земной шар; успешно покоряют космическое пространство; изобрели огромное по количеству и качеству число способов деятельности. При группировке этих способов выделяются следующие основные формы культуры:
- «материальная культура»
- «духовная культура»
- «общая культура человека», включающая «социальную культуру» (т. е. экономическую, правовую, политическую, моральную)»
- «физическая культура».
Общая культура человека состоит из нескольких компонентов, в том числе и педагогической культуры. В ней находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся педагогический опыт семейного воспитания. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Необходимо заметить, что человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей. Я.А. Коменский дал первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению своих детей в книге «Материнская школа». Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие высказывали аналогичную мысль о зависимости семейного воспитания от подготовки родителей. Ф.Фребель создал детские сады, чтобы используя показ приемов правильного воспитания повысить педагогическую культуру матерей. В XIX веке многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением населения, подхватили эту эстафету. Справедливо будет заметить, что в каждой стране сложилась своя система повышения педагогической культуры населения. В нашей стране в XX веке в течение нескольких десятилетий существовал педагогический всеобуч. Его целью было ознакомление с основами воспитания. Программы и учебная литература обеспечивали научно-методическое обеспечение всеобуча. В рамках этого проекта функционировали народные университеты, включающие в свой состав и педагогический факультет. В систему народных университетов входили родительские университеты, которые создавались организациями общества «Знание» органами народного образования. Они работали при школах и дошкольных учреждения, дворцах и домах культуры. В программы родительских университетов, рассчитанных на один или два года обучения, входил минимум знаний о содержании всестороннего развития ребенка, о методах семейного воспитания. Работа дифференцировалась по возрастным этапам развития ребенка: воспитание в семье детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Педагогическое просвещение юношей и девушек велось в школах, средних специальных учебных заведениях. В женских и детских консультациях осуществлялась подготовка молодоженов к материнству и отцовству. Молодые родители приобретали педагогические знания и умения в клубах молодых семей. В учебных планах и программах учебных дисциплин педагогических вузов и училищ предусматривалась подготовка будущих педагогов к работе с семьей. Повышению педагогической культуры населения служили лектории, различные курсы, семинары.
Таким образом, в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры всего населения, которая сама по себе заслуживает положительной оценки. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, а подчас и его оторванность от реальных проблем семейного воспитания, обязательность, а иногда принудительность посещения той или иной формы педагогического просвещения.
Структура педагогической культуры родителей
Выделяют следующие компоненты:
- когнитивный компонент (сумма психолого – педагогических, правовых, физиолого-гигиенических знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье)
- коммуникативный компонент (взаимопонимание родителей с ребенком и с другими членами семьи, умение создать благоприятный семейный климат, умение предупреждать и решать различные конфликты)
- операционный компонент (умение родителей организовать полноценную жизнь ребенка в семье, осознанно владея методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком)
- рефлексивный компонент (умение оценивать необходимость применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, анализировать собственные действия, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка)
- эмоциональный компонент (умение понять ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь, умение владеть собой).
Следует заметить, что компоненты складывались на протяжении всей истории человечества, но только в настоящее время они приобрели новое звучание. Вопрос об ответственности родителей ставился на международном уровне (Конвенция о правах ребенка, 1989 г). В Конституции Российской Федерации закреплено первоочередное право родителей на воспитание своих детей. Учитывая распространенные в наше время явления, негативные для развития и воспитания ребенка (разводы, миграция населения, безработица и другие социально-экономические факторы), воспитание ответственных родителей осуществляется на самых разных уровнях, включая религию, образование, юриспруденцию, искусство. Именно поэтому содержание современной педагогической культуры совершенно невозможно представить без знаний из области права, этики психологии и других наук.
Уровень педагогической культуры родителей
Можно назвать шесть принципов общения родителей с ребенком, которые могут составить «педагогический рецепт». Этот рецепт может стать основным законом семейного воспитания. Звучит он примерно так: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом». Итак, шесть принципов:
- родители должны принять своего ребенка-это значит, что его любят не за отличные отметки в дневнике и за порядок в детской комнате, а просто за сам факт существования в этом мире. Для ребенка важно принятие, ведь это сохраняет чувство собственного достоинства и дает уверенность в себе, в своих силах. Для родителей принятие — это безграничная вера в то, что малыш, которому они подарили жизнь, обязательно оправдает их ожидания;
- любовь является для ребенка не менее значимым чувством. Малыш очень нуждается в любви и ласке в любом возрасте. Детям очень нужно, чтобы их обнимали и целовали не меньше 5-6 раз в день! Даже если дети воспитаны как надо, но любовь в общении отсутствовала, развиваются не правильно;
- очень важным и значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. В общении с ребенком промедление иногда подобно смерти. Ни в коем случае нельзя отмахиваться, списывать на занятость и переносить на потом. Если сегодня у взрослых нет времени на общение со своим ребенком сегодня, то завтра уже у выросшего чада не будет времени и желания общаться со своими родителями.
В случае частого общения малыш уже с раннего детства понимает свою нужность и значимость для родителей;
4) признание своего родителями своего малыша является краеугольным камнем хороших отношений между ними. Такое признание предполагает похвалу, одобрение, положительную реакцию семьи даже на самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его умнее, лучше, добрее. Если маленький человек будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха;
5) формирование у ребенка привычки ответственности имеет огромное значение в его воспитании. Родители должны научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Ошибка некоторых родителей состоит в том, что они стараются взять ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя. Это обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании детей;
6) родительский авторитет является важной составляющей успешности воспитания детей в семье. Авторитет мамы и папы для ребенка — это желание говорить им правду. Авторитет родителей состоит в том, чтобы спокойно, без крика и ремня, проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.
Принятие своего ребенка, признание его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, доступность родителей собственному ребенку прямо пропорционально вниманию и любви, которое получат родители в старости.
Но сегодня уровень педагогической культуры большинства родителей очень низкий, что отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности. Большая часть родителей совершенно некомпетентна в вопросах семейного воспитания, плохо представляет его цели. Педагогическая неграмотность родителей, непонимание сложностей процесса развития ребенка приводит обычно к большим ошибкам в семейном воспитании. Решение проблемы зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Уровня, который позволит им сделать семейное воспитание успешным и радостным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Формы организации работы с родителями по повышению педагогической культуры
Современная педагогика предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:
- индивидуальное консультирование родителей (индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, которая позволяет разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение)
- тематическое консультирование (работа с семьями, где дети переживают одну и ту же проблему)
- дискуссии, в основе которых лежат конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями
- психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений
- деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений
- анализ педагогического опыта, включающий в себя обсуждение содержания научно-популярных и методических пособий по проблемам семьи и семейного воспитания
- просвещение через интернет путем создания специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.
Следует отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей будет выше, если полученные теоретические знания будут активно применяться мамами и папами на практике.
Принципы успешного повышения педагогической культуры родителей
Повышение педагогической культуры родителей — это длительный процесс, для успешной реализации которого необходимо соблюдать следующие принципы
- принцип добровольности
- принцип конфиденциальности
- единство педагогического просвещения и самообразования родителей
- управление взаимодействием детей и родителей
- гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей
- обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
- многообразие форм работы с родителями
- стимулирование родителей к сотрудничеству
Таким образом, можно утверждать, что семья определяет успешность воспитания ребенка. Именно поэтому одной из важнейших задач педагогов различных образовательных учреждений является формирование у родителей педагогической базы и повышение их педагогической культуры.
Закончить мне хочется словами, взятыми из дневника государыни императрицы А.Ф. Романовой:
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни»
Используемая литература:
- Харчев А.Г., «Брак и семья в СССР», М.: Мысль, 1979 «Энциклопедический социологический словарь», общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. … Сердце отдаю детям, Рождение гражданина, Павлышская средняя школа, Разговор с молодым директором школы, Мудрая власть коллектива, Родительская педагогика.
- В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка», Изд.: Цитадель, 1998
- В.Л. Бенин, М.В. Десяткина, Учебное пособие по социальной философии, БГПУ, Уфа-1997.
|