Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»

Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»

Подольская О.А. старший воспитатель МБДОУ №3 "Тополек" ст. Фастовецкой

Противоречия в теории и практике современной науки возникли в период с 1950 по 2000 года и определялись не только наукой, но и педагогической практикой.

Еще в эпоху Возрождения религия отошла на задний план, уступив место науке. Именно тогда ведущую позицию в мировоззрении человечества заняли ученые. На протяжении нескольких веков их авторитет был ведущим в различных профессиональных областях деятельности человека. Так называемым "Центром развития общества" являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.

 

С 1960 года после создания лазера наука стала постепенно переходить на техническое совершенствование практики и переключилась на развитие технологий. Если этот процесс рассмотреть на примере компьютерной техники и компьютерных технологий, то с точки зрения научности современный компьютер ни чем принципиально не отличается от компьютеров середины XX века (как их тогда называли ЭВМ — электронно-вычислительных машин).

Конечно, изменился внешний вид (значительно уменьшились размеры), выросла память (возможность сохранять информацию в кбайтах и мбайтах), возросла скорость выполнения операций и многое другое, что привело к стремительному развитию в области современных компьютерных технологий.

Из этого примера следует, что наука как бы в большей степени переключилась на непосредственное обслуживание практики.

На рубеже ХIХ и ХХ веков известный датский физик-теоретик Нильс Бор в результате новых открытий в физике когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения сформулировал так называемый "принцип дополнительности". Применительно к физике, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым.

До этого момента классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, исключающих влияние деятельности исследователя и используемых им средств на оценку знания как абсолютно достоверного.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки.

Субъектная деятельность исследователя включенная в контекст науки привела к изменению понимания самого предмета знания, который допускал правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.

Значительная часть проводимых в настоящее время исследований в прикладных областях отведена разработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных и финансовых структур, образовательных организаций и т.д., актуальных в настоящее время, как говорится "здесь и сейчас". Но стоит измениться условиям и эти модели будут никому не нужны.

До середины XX века в относительно стабильный образ жизни врачи, педагоги и другие практические работники ждали когда ученые и технологи разработают, апробируют в экспериментальной деятельности, а затем представят к массовому внедрению новые технологии и рекомендации. В настоящее время такая схема не приемлема, так как за это время ситуация в каждой конкретной области может изменится коренным образом. Двигаясь в ногу с наукой, владея теоретическими знаниями и практическими умениями, практические работники стали самостоятельно создавать авторские модели, технологии, методики и программы, которые стали ведущей формой организации деятельности.

Для грамотной реализации новых технологий, методик, программ, проектов и т.п. практическим работникам недоставало научных знаний и навыков научной деятельности. Именно в этот момент и возникло стремление практических работников различных областей к научным исследованиям – как общемировая тенденция. Наличие ученой степени стало показателем уровня профессиональной квалификации специалиста. Аспирантура и докторантура стали очередными ступенями образования.

Исходя их этих рассуждений, можно сделать вывод, что в современных условиях наука и практика стали стремительно сближаться.

В то же время в организации научной и практической деятельности есть, и существенные различия. Одним из таких различий является обстоятельство того, что новое научное знание появиться лишь в результате деятельности, в результате реализации проекта. В этом и заключается парадокс: для того, чтобы организовать научно-исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может.

В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, неконкретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: исследовать, определить, сформулировать и т.д. В практической деятельности так же не даются конкретные и определенные представления о результате реализации того или иного проекта. Вместе с тем требования к результату всегда таковы, что приближают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта.

Развитие научного потенциала общественной практики, квалификационный рост профессиональных кадров – это весьма позитивная тенденция, нуждающаяся в поддержке. Но в то ж время она может иметь для научных работников негативные тенденции. Ведь огромное количество разработок практических работников нуждаются в грамотной систематизации, теоретическом осмыслении и обобщении, чтобы стать теоретической частью конкретной науки, а ученые, занятые созданием так называемых "новых направлений" просто занимаются их новой трактовкой.

Приведу пример из своей практики: ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования) определил игру — как ведущий вид детской деятельности, исключил проведение фронтальных занятий с детьми, дав такие определения как "совместная деятельность педагога с детьми", "самостоятельная деятельность детей", "игровая образовательная ситуация". Но ведь еще в советской педагогике при организации любого вида деятельности использовался так называемый "сюрпризный момент", представляющий собой ни что иное как игровое действие.

Раньше ученые и практические работники находились обособленно друг от друга: первые выдавали нормы, правила и эталоны, вторые покорно ждали этого и добросовестно принимали к действию.

На сегодняшний день ситуация совершенно изменилась, так как большинство практических работников, защитив свои диссертации, продолжаю свою практическую деятельность. И в такой ситуации ученым, для сохранения своего статус и статуса науки в целом необходимо подняться на более высокий теоретический уровень, на который большинство профессиональных ученых не способны.

В этом и заключаются серьезные проблемы как для науки, для сообщества ученых.

Подводя итог, можно сказать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И в дальнейшем этот факт будет оказывать существенное влияние на политику, экономику, культуру, социальную сферу и образование.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Богус Наталья. Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять – стали рыбки приплывать»
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Булатова Сююмбике Бейтулаевна. Чем Закон об образовании своевременен и полезен для организации деятельности воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДОО
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Черных Ирина Юрьевна. Педагогический Совет (деловая игра) «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО»
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Подольская Ольга Алексеевна. Место проектной деятельности в образовательной программе дошкольного образования
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Симагина Ольга Владимировна. Проектирование образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде (использование электронных средств обучения, ресурсов профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования)
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Иванова Юлия Леонидовна. Способы реализации дистанционных образовательных технологий в современных условиях
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь