В настоящее время одной из главных задач современного образования является развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обучение в дошкольном образовательном учреждении должно строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение новых форм, методов осуществления образовательного процесса. Метод проектов актуален и эффективен, отвечает основным требованиям ФГОС ДО. Остановлюсь на основных целях проектной деятельности: развитие коммуникативных и исследовательских умений, навыков сотрудничества; развитие умений работать с полученной информацией, а также умений формулировать суть проблемы и навыков находить пути её решения; развитие критического мышления. Каждый ребёнок должен быть заинтересован в работе над проектом и осознавать, что же он лично может сделать для решения определённой проблемы. Поэтому в работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а педагогический работник – в роли консультанта, и он вдохновляет детей дошкольного возраста на то, что они делают.
Педагогическому работнику дошкольного образовательного учреждения всегда необходимо помнить о том, что задачи исследовательской деятельности всегда специфичны для каждого возраста. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагогические работники должны использовать под-сказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста можно предоставлять больше самостоятельности. Важна, также, поэтапность работы по проектному методу.
Первый этап разработки проекта – это всегда определённое целеполагание, когда выносится проблема на общее обсуждение детям. В результате совместного с детьми обсуждения проблемы выдвигается гипотеза. Второй шаг – это тематическое планирование по какой-либо проблеме, в ходе которого учитываются все виды деятельности детей: игровая, художественно-речевая, трудовая, познавательно-практическая, общение и т. д.
Второй этап работы над проектом заключается в разработке совместного плана действий по достижению поставленной цели. В первую очередь, проводится общее обсуждение для того, чтобы дети дошкольного возраста поняли, что они уже знают о том или ином явлении или предмете. При этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, проведение экспериментов, изучение энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, тематические экскурсии.
После составления совместного плана действий начинается третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети дошкольного возраста исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления можно предложить решить проблемные ситуации. Необходимо соз-давать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, попробовать, придумать, догадаться. И поэтому среда вокруг ребёнка всегда должна быть как бы незавершённой, незаконченной. При этом особую роль в данном случае играют уголки познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста.
Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, которые зависят от возраста детей и самой темы проекта. Это могут быть итоговые мероприятия в различной форме: игры-викторины, оформление альбомов, фотогазет, тематические развлечения, организация фотовыставок, мини-музеев, показ спектаклей и т.д.
Проектная деятельность предполагает показать ребенку дошкольного возраста значимость его усилий для окружающих, а показать это можно только тем, что ребенок дошкольного возраста создает самостоятельно. Если же подобного не будет, то результаты деятельности детей дошкольного возраста не войдут в культуру дошкольного образовательного учреждения, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка дошкольного возраста, а, следовательно, и на развитие его личности. Поэтому внедрение проектной деятельности является неотъемлемой частью организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования.
|