Шихалева В.Н - учитель-логопед Абдулкадырова К.Х - воспитатель.
МАДОУ ДС КВ «Огонек»
Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей. Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.
Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, напряженность, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу. На основании этого можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи. Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей. Коррекционная работа должна быть направлена на всестороннее развитие речи, личности ребенка, активизацию общения, тем самым предусматривая комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу. Преодоление отставания в развитии общения осуществляется педагогом путем активного включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом актуальной для данной тематики, познавательных возможностей. На первом этапе отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале будут актуальны лексические темы «Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучаются разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности. На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего путем познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем – выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление – создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, направленные на повышение речевого уровня и коммуникативного развития. Такие. как: 1.Инсценировать игру-драматизацию, где дети самостоятельно распределяют роли. 2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д. 3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление. 4.Используя жесты и мимику, изобразить: - ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел; - ребенка, которому дали невкусный обед. 5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти. 6.Дать описание предмета не называя его. 7.Передать содержание какого-либо события, сказки. 8.объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д. Также необходимо создавать ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности. Побуждать ребенка к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д. Например, коллективное составление сказки. Что способствует развитию творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания. Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть: сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видиоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения, презентации, семейный клуб. Итогом коррекционной работы с детьми с ОНР должны стать качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Повышение уровня их речевой активности. Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств общения.
Литература: 1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - синтез, 2004. - 128 с. 2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. -Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с. 3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 241-259.
|