«... В наше время приоритетным становится воспитание такой личности, для которой духовно-нравственные ценности становятся бесспорными...» В.Е. Позгалев.
Справка. В рамках нового ФГОС ДО разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство Российской Федерации в области образования с 2007 года утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.
С развалом Советского Союза прежняя система нравственного воспитания детей была утрачена, а новая так и не появилась.. Сегодня во главу угла ставятся личностный рост, материальное и имущественное превосходство. Как в этих условиях обеспечить нравственное воспитание наших детей и на какой основе его строить? Какие меры воспитания помогут вырастить поколение не только «материально успешных», но и духовно развитых, глубоко нравственных людей? Возможно найден ключ к решению проблемы?!
Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории нашей необъятной страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки». Основная цель программы – приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
Программа «Социокультурные истоки» поистине уникальна потому что в ней разработана содержательная основа, которая включает в себя систему понятий и категорий-ценностей, и еще реализует принцип «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать».
Дошкольный возраст очень важный период в жизни маленького человека, а потом и взрослого. Несмотря на то что многое мы не помним из детства, эти годы из детства откладывают отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь. Детство — это уникальный период жизни это начало пути, это чистота помыслов. Такой чистоты и открытости души в жизни человека потом уже не будет никогда. Не зря говорят, дети — ангелы на земле. Ребенок мыслит не логическими категориями, а категориями любви, добра и веры. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в программе большое внимание уделено таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость. Воспитание ребенка в «Истоках» начинается с мира его ближайшего окружения, которым является семья и группа детского сада.
Период младшего дошкольного возраста — с 2,5 до 4,5 — называется в психологии периодом накопления добра. В этот период ребенок активно усваивает понятия доброго слова, доброй книги, доброго мира. Он начинает понимать, что добрым мир становится тогда, когда мы сами проявляем к нему свое доброе отношение. В пять лет ребенок уже начинает открывать внутренний мир других людей. К семи годам душа ребенка начинает переполняться другими чувствами и эмоциями, другими, уже школьными интересами. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе.
С дошкольным детством кажется все понятно, как же в школе где ребенок обязательно столкнется с другими ценностями? – спросите вы. Дело в том, что программа разработана и для младшего школьного возраста, и для среднего и старшего возрастов. Да и потом я убеждена, если заложен нравственный стержень к семи годам, если ребенок, трудясь вместе с родителями, воспитателем, группой детского сада впитал в себя все, что ему дали «Истоки», то, поверьте, такого ребенка трудно будет испортить, сбить с пути. Хотелось бы сказать еще об одном важном качестве, которое воспитывается в наших детях как бы невзначай благодаря «Истокам» — это послушание. Процитирую слова Абрамовой Ольги Сергеевны — методиста Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва) «Современные педагоги говорят о том, как сегодня тяжело с детьми, потому что они не послушны страшим. Послушание не есть абсолютная покорность. В нашей традиции послушание – это добродетель и первый закон детской жизни. Взрослые лучше знают, как правильно поступить, у них больше опыта. Послушание предостерегает ребенка от неверных поступков и ошибок. Послушный ребенок – счастливый ребенок. Если послушание легло в основу характера ребенка, он никогда не сделает того, что делать нельзя, и тем самым избежит многих бед в жизни». (Абрамова Ольга Сергеевна — методист Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва), автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования).
Ни для кого не секрет, что воспитание маленького ребенка немыслимо осуществлять без его семьи, без родителей. Но современным молодым родителям нужна помощь и мы ее ненавязчиво оказываем. Поэтому в программе «Социокультурные истоки» существуют три направления взаимодействия. Первое из них заключается в том, чтобы через книги присоединить родителей к образовательному инструментарию, а значит, и к содержанию самой программы. Родители работают по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. (разработан целостный учебно-методический комплекс, представляющий особый образовательный инструментарий. В него входят, прежде всего, серия книг для развития детей 3- 8 лет, методические рекомендации к их использованию в семье.). Самая большая потребность современного ребенка в общении с мамой, папой. Он говорит: «Мама, посиди со мной, поговори со мной, мама, послушай меня». А маме некогда – век скоростей, технологий, Интернета, век экрана. Наших детей называют детьми экрана. К сожалению, часть психологов говорит, что в этом ничего страшного нет, что это реалии сегодняшней жизни. Но разве можно принимать за норму убогую, безобразную речь наших детей, неспособных связно говорить, формулировать свои мысли, составлять сложные предложения? А какова речь, таково и мышление. Тут на помощь приходят серии книг, о которых говорилось выше. Мы советуем прочитать книги дома родителям вместе с детьми. Таким образом, возвращается традиция семейного домашнего чтения.
Но прежде чем эти книги по развитию речи попадают в семью, идет работа с родителями по программе «Моя семья». Мы вместе с молодыми родителями осмысливаем те же категории, ту же систему ценностей, которые представлены в «Истоках» для работы с детьми. Занимаясь по книгам для развития, понятно и доступно доносим до родителей содержательную основу программы. И уже вместе с ними мы думаем, как лучше ту или иную тему обсудить с ребенком, как достучаться до сердечка и души маленького человека. Далее идет подготовка и в семье, и в детском саду к единственному итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца. И само это итоговое занятие есть уже третье направление работы с родителями. Родители становятся участниками образовательных отношений, грани между педагогам и ребенком практически стираются, и мы становимся одной семьей.
Взаимодействие педагога с родителями является важнейшим средством социализации, поскольку ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Я бы сказала, что это самое главное, на что направлены «Истоки». Вся наша работа ведется в русле. Что семья – основополагающая ценность.
Заключение.
В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай и в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения… «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете» … «Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира…»
|