Воспитатель: Андреева Лариса Альбертовна
Возрастная дошкольная группа: подготовительная
Итоговое занятие по Программе № 2
Тема осваиваемой духовно-нравственной категории — «Традиции слова»
Тема итогового занятия: «Напутственное слово», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»
- Продолжать развивать умение детей общаться в паре
- Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким.
Предварительная работа: чтение произведений К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная».
Оборудование: грамм запись русской народной песни, кукла Василисы Прекрасной, книга для развития детей «Напутственное слово».
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)
Звучит русская народная музыка. Под музыку в русском народном костюме входит- Варварушка — хранительница народных традиций.
Варвара: Добрый день, гости дорогие! Добрый день соколики ясные! Как живете–поживаете, все ли у вас добренько-сладенько? Узнали меня?
(Ответы детей: Варвара – хранительница народных традиций).
Варвара: Да, я Варварушка, хранительница добрых традиций. Я вам предлагаю пойти ко мне в гости…
Раз, два, три, четыре, пять – Вместе мы пойдем гулять. Ручки к солнцу потянулись Мы друг другу улыбнулись.
Вот мы и дошли. Быстро за руки возьмемся, И в кружочек соберемся. Если хмурится с утра,
Нам поможет доброта!
Варвара: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?
(Ответы: Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова, любовь к своим родным, помощь родным…)
Варвара: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям. Хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.
В старину говорили: «Доброе сердце рождает добрую мысль», «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Работа с пословицей: «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».
Варвара: Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое посошок?
(Ответы: Посошок- это посох (специальная палка, необходимая при ходьбе). Посох помогает при ходьбе, доброе слово помогает так же, как посох.)
Варвара: Есть у меня волшебный сундучок, а в нем волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем, какие добрые слова вы знаете.
Игра «Назови доброе слово».
Дети садятся на стульчики полукругом.
Варвара: А сегодня, хочу вас познакомить с одним рассказом, который называется «Ветер и солнце». Вы внимательно его послушайте.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ветер и солнце».
Варвара: Какой ветер в рассказе? (Сердитый, свирепый, злой, холодный). А какое солнышко? (Ласковое, доброе, теплое).
Почему ласковым и добрым словом можно сделать гораздо больше, чем гневом?
Ответы: Потому что добрым словом можно поднять настроение, поддержать человека. Добрыми делами можно доставлять радость.
Варвара:
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече: «Добрый день!» и «Добрый вечер!»
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час!»
(напутственные слова заранее напечатаны на бумаге).
Варвара предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».
Активное занятие «Напутственное слово»
Подготовительный этап:
Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.
Индивидуальный этап:
- Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу, при условии, если в группе читающие дети. Если дети не читающие, то воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание.
Хорошей дороги, хороших попутчиков! В добрый путь! Ангела Хранителя! С Богом!
Счастливого пути!
Время работы – 3 минуты.
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
Работа в паре:
- Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.
Время работы — 3 минуты. За 30секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка:
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его. Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, во время справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.
Варвара: А сейчас мы с вами немного осмотрим нашу добрую полянку.
Физкультминутка
Варвара: А теперь я вам загадаю вам загадку:
В мире нет ее роднее, Справедливей и роднее. Я скажу, друзья, вам прямо- Лучше всех на свете…
(Ответ «Мама»)
Варвара: Самый добрый и самый любимый человек на белом свете это МАМА.
А сейчас мы вспомним еще одну сказку. (Иллюстрации народной сказке «Василиса Прекрасная»).
Варвара: Узнали сказку? Внимательно рассмотрите иллюстрацию и
расскажите?
Варвара: Как материнское благословение помогло Василисе в жизни?
(Ответ: Кукла-оберег)
Вот такую куклу подарила мама Василисушке.
Варвара: Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Если люди расстаются ненадолго, то приятно говорить: «До свидания», то есть встреча будет скорой и желанной. Если же расстались на большой срок, то говорили: «Простите и прощайте!». И в этих словах живет православная традиция примериться перед расставанием, что бы получить прощение за обиды и простить самому. Традиции напутственного слова проявляются в родительском благословении.
«Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».
Ресурсный круг
Варвара: Что нового вы узнали сегодня, что усвоили для себя?
(Дети передают из рук в руки куклу и делятся своими впечатлениями.)
Варвара: А я с вами прощаюсь и хочу пожелать вам: «Пусть ангел всегда прибудет с вами. До встреч! Простите и до свидания».
|