Выполнила: воспитатель Фидькова Анастасия Васильевна Санкт-Петербург 2019г. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №77 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Педагогика начинается с ребёнка. По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
Кафедрой дошкольной педагогики Российского педагогического университета им. А. И. Герцена было проведено исследование «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России» под руководством к.п. н., доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Веры Александровны Деркунской.
Всего в исследовании приняли участие более 3500 детей в возрасте от 5 с половиной до 7 лет.
Скачать конспект
Результаты исследования показывают, что самым значимым для старшего дошкольника становится его семья, родители, близкие люди. И самое главное для ребенка в семье – это возможность совместной деятельности, общения, со-радости. В будущем дети хотят иметь такую же семью. Дети не хотят иметь неполную семью, неблагополучную семью, где ссорятся и ругаются, где проявляют агрессию, равнодушную семью, где нет взаимного интереса друг к другу. Чаще всего дети ходят быть похожими на маму. Этот выбор относится не только к девочкам, но и к мальчикам. К маме ребенок чаще всего обращается за помощью, за советом, считая, что мама может разрешить любую проблему, потому что она более других подготовлена к жизни, у неё много функций, на ней держится семья. По-мнению ребенка, отец не включен в жизнь семьи, как бы хотелось.
В настоящее время ребенок часто испытывает одиночество, ему не хватает общения с родителями, особенно совместных действий, общих событий, поэтому именно они и запоминаются как самые яркие и интересные, потому что редкие. К сожалению современный ребенок не участвует в жизни своей семьи, в общем труде, бытовых процессах, семейных играх и забавах, общении. Опрос родителей показал, что лишь 12% родителей считают, что проводят достаточное время со своим ребенком. Большинство родителей признались, что хотели бы больше времени проводить со своим ребенком.
Вместе с тем обнаруживается неподготовленность современных родителей к правильному взаимодействию с ребёнком. Взрослые чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания своих детей, не понимают, что собственно нужно делать с ними. Единственно понятный путь – это материальное обеспечение ребенка. Но как показывает проведенное исследование, как раз материальных притязаний у ребенка немного. В большей степени они ждут от своих родных эмоционального контакта. Отсюда и чрезвычайно высокий интерес к просмотру телевизора, игре на компьютере, планшете, с которыми ребёнок не чувствует себя столь одиноким.
Современные дети в большей степени сориентированы на будущее, чем их ровесники прошлых лет. Они легко рассуждают, о том, где и кем будут работать, какая у них будет семья, сколько будет детей, как они будут жить и отдыхать. С успешным будущим связана их мотивация к обучению в школе: необходимо учиться хорошо, чтобы в будущем много зарабатывать. Сущность успешности связана с возможностью потреблять, что отражаем взгляд взрослых, устойчиво сформированный у детей. Вместе с тем, большинство дошкольников не хотят взрослеть, потому что жизнь взрослых им видится сложной, даже тяжелой.
Среди детских видов деятельности очень важна игра. Типичный рейтинг игровой деятельности выглядит следующим образом (в порядке значимости):
- подвижная игра
- сюжетно-ролевая игра
- фантазирование
- сочинительство
- дидактическая игра.
Нами был проведен опрос детей подготовительной к школе группы №9 по вопросу «В какие игры ты любишь играть больше всего?»
Были получены следующие ответы (в порядке значимости):
- Сюжетно-ролевые игры ( «Куколки «Лол», «Дочки-матери», «Котята», «Школа», «Город», «Трансформер Робот»);
- Подвижные игры (футбол, волейбол, прятки, догонялки);
- Конструирование ( «Лего», «Лего-техник»);
- Настольные игры ( «Монополия», «Дорожные знаки»);
Игрушки:
У девочек: мягкие игрушки (зайки, мишки, различные куколки «Куколки «Лол», Кукла «Монстрхай»). (Приложение 1,2)
У мальчиков: различные роботы, конструкторы, мяч. (Приложение 3)
Мультфильмы:
«Мимимишки», «Сказочный патруль», «Щенячий патруль», «Смешарики», «Тоботы», «Холодное сердце», «»Молния Маквин», «Чунга-Чанга», «Волки, овцы, ход свиньёй», «Человек-паук», «Буратино», «Куколка Лол», «Леди Бак и Суперкот», «Дюймовочка», «Моана».
Фильмы и телепередачи:
«Чук и Гек», «Джеймс Пуговка», «Бриллиантовая рука», «Черепашки Ниндзя», «Один дома», «Золушка», телепередачи «Здоровье», «Модный приговор».
В общем рейтинге предпочитаемых видов деятельности после игры четко определяются продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, экспериментирование и др.)
Во всех видах детской деятельности можно обнаружить прорастающую субкультуру дошкольного детства. Её содержанием у современных детей становятся герои советских и современных мультипликационных фильмов, молодежных и взрослых сериалов и фильмов, детские песни и популярные песни взрослого репертуара.
Педагоги в своем взаимодействии с ребенком должны учитывать интересы детской субкультуры для планирования совместной деятельности.
Современные дошкольники 5-7 лет не стремятся к однообразию, наоборот, хотят быть непохожими друг на друга, иметь разные интересы, чтобы ими обмениваться, делиться. Это наводит на мысль об организации педагогического процесса в детском саду, его вариативности, неоднородности по содержанию, и по формам организации.
Из материальных ценностей старшего дошкольника можно выделить (по мере значимости) игрушки, компьютер, который дети рассматривают как самый главный объект материального мира взрослых, телевизор, мобильный телефон, бытовую технику. Для современного ребенка не 6-7 лет не оставляет труда освоить мобильный телефон и компьютер, управление бытовой техникой лишь наблюдая за действиями взрослого.
Многие дети любят ходить в детский сад. Здесь они могут поиграть со сверстниками, продемонстрировать свои возможности, им нравится среда, адаптированная под ребенка (маленькие кровати и стулья, кукольный домик, разнообразие уголков, вкусно кормят), хорошие воспитатели.
Современных детей в детском саду привлекают в воспитателе следующее (по мере значимости):
- отношение равенства к ребёнку (уважает, любит, считает взрослым)
- оптимистический характер
- профессиональная умелость (хорошо рисует, может нас подружить, интересно рассказывает)
- красивая внешность (макияж, украшения, одежда, прическа, маникюр).
Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение, замечают лучшее в них, идеализируют, некоторых любят, считают своими друзьями.
Но и порицание, наказание, недовольство педагогом «неудобными» детьми присутствует. А ведь естественная потребность детства – быть разным, всяким, все попробовать, поэкспериментировать, пошалить, побаловаться и поиграть, не послушаться в чём-то взрослого. Причем сами дети адекватны, они сами знают, когда они правы, когда нет, они довольно критичны к себе. Они правильно оценивают свои поступки и поступки других.
Взрослые в своем недопонимании «ломают» детство, меняют его простые настоящие исходные ценности на ценности ложные, заставляют детей «подделываться под взрослых. Отсюда начинаются зачатки цинизма, циничного поведения в обществе.
Ещё одну ценность для старших дошкольников представляет город. Здесь ребёнок живет со своей семьёй, ходит, гуляет. Город становится одним из источников самоидентификации ребёнка, я-горожанин, я-часть страны, часть мира.
Природа — это источник радости и удовольствия для старшего дошкольника. Отношение ребенка к природе, проживающего в малом городе носит преобразовательный характер, направленность на возделывание (выращивать, полоть, поливать, заботиться). Для детей больших городов типично потребительское отношение к природе (гулять, отдыхать, дышать свежим воздухом, собирать что-либо).
Природа попадает в тройку ценностей современного дошкольника 6-7 лет, после семьи и игрушек. Ребенок воспринимает природу как часть человека, а значит как часть своего Я.
Для детей крупных городов на первом месте обнаруживается необходимость общения со взрослыми (родителями, родственниками), а потом со сверстниками. Для дошкольников малых городов первично общение со сверстниками, друзьями.
Портрет идеального друга описывается детьми с избыточным перечнем качеств. В их число включаются и внешние данные ребенка и модная одежда и способность многое уметь, придумывать, фантазировать. Вместе с тем редко описываются подлинно дружеские качества, такие как прийти на помощь, поддержать, помочь и т.п. Для современного ребенка 6-7 лет становится возможным потребительское отношение к дружбе. И наша задача как воспитателей состоит в том, чтобы дать правильные ориентиры формирования дружбы у детей путем совместных бесед, чтения и обсуждения проблемных ситуаций.
Изучение интересов современного ребенка помогают взрослым тоньше и острее почувствовать время, в котором живет ребенок, его семья, и мы, взрослые, изучающие и помогающие детям расти здоровыми, умными и добрыми в настоящем времени.
|