Щербакова Елена Васильевна воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г. Старый Оскол
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении может быть мощным стимулом в их развитии.
Необходимо помнить о принципах безопасности и комфорта в детском саду.
В группе вся предметно-пространственная среда отвечает требованиям технике безопасности, расположение мебели и игровое оборудование соответствует санитарным требованиям, правилам пожарной безопасности, особенностям физиологии детей, принципам функционального комфорта. В группе вся мебель крепится к стенам и соответствует росту и возрасту детей, выполнена из натуральных материалов, что позволяет мебели от частой влажной уборки не портится.
Ее углы закруглены, кромка надежна, ручки на дверях рассчитаны на дошкольников. В изделиях исключаются сколы и прочие травмоопасные дефекты. Психологическая комфортность достигается за счет благоприятной цветовой гаммы, наличия спокойных зон (уголок «уединения»), личного участия детей в создании игрового пространства. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, краски и заняться творчеством. На стенах развешены рамки, на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются разные репродукции или рисунки. Уголок дорожного движения можно перенести в удобное для них место. Он интересен в первую очередь мальчикам, оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Если в группе больше мальчиков, то увеличивается пространство для игры с большими машинами, напольным конструктором, крупным строительством из лего. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде). В группе находится уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и отдохнуть от детского коллектива. Используя ширму ребенок может сделать комнату для игры, таким образом огораживаясь от общего пространства и создать свой собственный мирок.
Организовывая сюжетно-ролевые игры дети могут расставить по-своему мебель, предназначенную для больницы или для магазина. Для девочек важно, чтобы было в наличии яркие предметы бусы, шляпки, возможность надевать украшения на себя и любоваться. В группе мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. У в группе оборудован яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Воспитателям группы хотелось бы создать учебную зону с использованием стеллажей, доски и светового оснащения. Особое внимание в группе обращаем на то, какими игрушками пользуются наши дети.
Основными требованиями к безопасности детских игрушек являются следующие:
- Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
- Отсутствие неприятного резкого запаха.
- Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
- Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
- Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
- Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
- Безопасный размер. И игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их. На игрушках обычно указывается, с какого возраста она рекомендуется для ребенка – если на ней стоит знак «от 3-х лет», значит, она может содержать очень мелкие детали. Так что не экспериментируйте!
- Безопасный вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?
- Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.
- Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
Таким образом, от безопасности и комфорта зависит жизнь и здоровье подрастающего поколения.
|