ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
- Вид проекта – краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
- Продолжительность – 2 месяца и неделя.
- Новизна проекта — конспекты занятий, мнемотаблицы, комплексный подход.
- Технологичность — проект может быть использован другими воспитателями.
- Этапы и сроки реализации проекта:
№, п/п Мероприятия на каждом этапе Сроки
Скачать конспект
Организационный этап
- Выбор темы.
- Выбор источников информации.
- Поиск методов и приемов, работы с детьми.
- IV неделя сентября
- II. Подготовительный этап
- Создание информационной среды по теме (подбор литературы, сказки, стихи, загадки)
- Проведение бесед, наблюдения
- Проведение диагностики детей
- Выбор целей и задач
- Планирование I неделя октября
- III. Основной этап
- Реализация проекта
- Проведение занятий с использованием выбранного метода
- Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы»
- Викторина по сказкам «Угадай, что за сказка».
- Викторина «Мнемозагадки».
- Дидактические игры по темам. II неделя октября (2 раза в неделю)
- IV неделя ноября
- IV. Заключительный этап
- Проведение гостиной для родителей
- Презентация проекта
- Повторная диагностика за 3 месяца конец ноября
7. Актуальность темы:
Характерными особенностями детей с ОНР является нарушение лексического и грамматического строя речи, отмечается бедная диалогическая речь, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.
Детям трудно построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку.
Кроме речевых нарушений характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это послужило причиной использовать в работе приемы мнемотехники для развития связной речи детей.
Мнемотехника – определяется, как система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развить:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- связную речь
- ассоциативное мышление.
Важной особенностью памяти ребенка дошкольника является запоминание с помощью вспомогательных средств, символических рисунков.
Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету.»
Актуальность в использовании мнемотаблиц состоит еще в том, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен и обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, использование символов ускоряет процесс запоминания. Применяя таблицы, учим детей видеть главное, систематизировать знания.
8. Цель:
Научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.
9. Задачи:
- Развивать память, внимание, образное решение.
- Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
- Обогащать словарный запас.
- Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам и рисованию несложных таблиц.
Предполагаемый результат:
Развить внимание, память, речь, коммуникативные навыки общения у детей старшей группы.
Список литературы:
- С.В. Бойкова Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО СПб 2010г.
- Т.В. Большова Учимся по сказке ДЕТСТВО-ПРЕСС 2005г.
- Н.С. Малетина, Л.В. Пономарева Моделирование в описательной речи детей Дошкольное воспитание №6 2004г.
- С.А. Петухова Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет КАРО СПб 2009г.
- Т.А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов
Дошкольное воспитание №10 1990г.
|