Сентябрь
Задачи:
- Обобщить представления о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепёк); состояние растений (рост, цветение, созревание ягод и плодов); особенности жизнедеятельности животных в лесу.
- Формировать понятия об осени как времени года (похолодание).
- Освоить представления о воде, её
свойствах; почве — состав, влажность почвы.
4. Конкретизировать представления
Скачать планы
об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособления к среде, к сезонным
изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения
потребностей). Опытническая работа:
1. Песок
- Форма песчинок. Цель: показать, что песчинки имеют определённую форму.
- Песчаный конус. Цель: показать, что песок может двигаться.
2. Вода
- Свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды.
- Способность воды отражать окружающие предметы. Цель: доказать, что вода обладает отражающими свойствами.
3. Воздух
-Воздух нам необходим. Цель: показать, что воздух необходим всем живым организмам
Речевые логические задачи
- "Разноцветные кораблики"
- "У речки" Игры на классификацию объектов
"Кому что нужно?"
Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
"Что в круге"
Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.
"Все в мире перепуталось"
Цель: Учить объединять объекты окружающего мира
по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.
«Волшебная дорожка»
Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.
«Кто где живет»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.
"Четвертый лишний"
Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.
Тренинги: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве Изобретений»
Самостоятельная деятельность детей
ИЗО: предложить детям бумагу разных цветов для изображения осенних изменений в природе. В уголок самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты овощей, фруктов, грибов.
Книжный уголок: подобрать художественную литературу с осенней тематикой. Поместить иллюстрации с изображением насекомых.
Уголок природы:
- Поместить альбом, иллюстрации с изображением осени. Природный материал для изготовления поделок.
- Оформление альбома «Времена года» (сентябрь)
Беседы:
- "Что помогает цветам расти".
- "Для чего человеку воздух?"
- «Для чего человеку чистая вода?»
- "Почему идет дождь?"
- "Куда и почему улетают птицы"
- "Как отличить живой организм от неживого?"
Труд в природе:
- Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц)
- Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций)
- Уборка листьев
- Рыхление земли у деревьев.
- Обрезка кустарника.
Посадка овса для кормления животных уголка природы.
Чтение художественной литературы:
Е. Трутнева "Грибы" В. Бианки "Опять лето"
Н. Павлова "Осенью" И. Бунин "Листопад"
В. Бианки "Готовятся к зиме "
Н. Павлова "Поехали!"
В. Сухомлинский "Старый пес"
Л. Толстой "Белка и волк"
К. Ушинский "Гусь и журавль"
Т.А. Шорыгина "Сказка о кривой уточке"
Т.А. Шорыгина "Муха"
Т.А. Шорыгина "Божья коровка"
Наблюдения в природе:
- осмотр участка детского сада
- наблюдение за образующимися лужами, отражениями в них
- изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи
высота стояния солнца, изменения температуры, первые заморозки, туман,
роса, небо (луна, звезды, солнце, облака);
- прозрачность воздуха, скорость его передвижения
- прекращение роста и отмирание верхних частей растений
- различие деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остаткам плодов
листьев. Растения однолетние и многолетние;
- исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи), водоплавающие птицы
-труд дворника, садовника.
Октябрь
Задачи:
- Продолжать формировать понятия об осени, как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).
- Продолжить освоение представлений о свойствах воздуха; о воде — испарении, силе воды, процессе конденсации.
- Конкретизировать представление о деревьях, растущих на участке и
домашних животных.
4. Сформировать представление о внешнем строении человека, его основных
жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд). — Опытническая работа:
1. Вода
- Куда делась вода? Цель: подвести детей к выводу о том, что вода испаряется, скорость испарения зависит от температуры.
- Водяная мельница Цель: показать, что вода обладает силой.
2. Воздух
- Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха) Цель: познакомить со свойствами воздуха.
-
Речевые логические задачи:
- "О чем рассказал ёжик"
- "По грибы".
Работа с родителями:
- Озеленение группы.
- Оформление выставки " Палитры осени".
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: выложить природный материал для свободного творчества. Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. Поместить трафареты одежды людей, грибов, листьев деревьев.
Книжный уголок: Подобрать художественную литературу о природных явлениях, деревьях, кустарниках, травах. Выложить иллюстрации с изображением домашних животных.
Уголок природы
Альбом «Времена года» (октябрь, ноябрь). Игры на классификацию
Тренинг «В гости к королеве Живой природы»
«Ты мой кусочек»
Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.
«Разведчики»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.
«Я знаю»
Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.
"Что в круге"
Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.
«Поможем Золушке»
Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.
«Аукцион слов»
Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.
«Волшебная дорожка»
Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.
«Выбери нужное»
Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.
Беседы:
- "Что было сначала, что потом" (развитие растений).
- "Откуда взялся ветер".
- "Как образуются облака?"
- "Зачем человеку глаза и уши?"
- "Как человек заботится о домашних животных?"
- "Чем полезны овощи, фрукты, ягоды". Труд в природе:
- Заготовка веток, листьев, плодов для игр.
- Окапывание деревьев и кустарников.
- Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников.
- Уборка участка.
- Сбор семян дикорастущих трав.
- Уход за комнатными растениями.
Чтение художественной литературы:
- С. Воронин "Моя береза" (осенью).
- В. Бианки "Прощальная песенка"
- В. Бианки "Белкина сушильня "
- Л. Чудинова"Сенокосец"
- Т.А. Шорыгина "Муравей"
- Т.А. Шорыгина "Свиристель"
- М. Пришвин "Лисичкин хлеб"
- И. Бунин "Листопад"
- Е. Чарушин "Курочка"
- В. Бианки "Музыкант"
- Л. Толстой "Волк и собака"
- Фольклор: загадки, пословицы, поговорки, песенки — потешки об осени.
- Энциклопедические рассказы о неживых объектах природы.
Наблюдения в природе:
- осмотр участка детского сада
- изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи
- облачность; осадки; небесные светила
- наблюдение за влажными вещами, развешанными для сушки
- сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом
- приближение птиц к жилью человека
- наблюдение за животными, прибегающими на участок (собаки разных пород
кошки).
Ноябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать понятия осени как времени года (сильное
похолодание, дальнейшее сокращение светового дня, осадки в форме снега).
2. Дать представление о температуре воздуха и её изменчивости.
3. Дать представление об основных группах растений (дерево, куст, трава).
Сравнить состояние лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Отличить
особенность жизни диких зверей и птиц осенью.
4. Уточнить представление о функциях растений (питание, дыхание, движение,
рост и развитие).
5. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Опытническая работа:
1. Вода
– Свойства пара. Цель: показать, что пар тёплый, лёгкий, его трудно удержать, он не имеет формы.
2. Воздух
- Как его обнаружить? Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.
-Почему надулся шар? Цель: показать, что воздух занимает всё свободное пространство
- Определи температуру. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она может меняться. Это зависит от времени, места измерения.
Речевые логические задачи:
- "Кто обедал в птичьей столовой?"
- "Кто где зимует?"
Работа с родителями
Консультация «Как познакомить дошкольника с предметным миром».
Анкетирование родителей на тему: «Знакомство дошкольников с окружающим миром в семье».
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: выложить природный материал для рисования нетрадиционным способом; приготовить краски для игры «Поиграй с цветом».
Книжный уголок: подобрать иллюстрации с изображением растений, растущих в разных природных зонах; книги о деревьях, кустарниках, птицах. Игры на классификацию
Тренинг: «В гости к королеве Природы»,
«В гости к королеве неживой природы»
«Кто где живет»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов
«Репка»
Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.
"Все в мире перепуталось"
Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.
"Колпачок"
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
«Разведчики»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.
«Кто делает так же?»
Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям
"Отвечай быстро"
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.
"Я еду на Север"
Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.
«Купец»
Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию.
Беседы
- "Что ты заметил по дороге в д/сад?" (солнце встает поздно).
- "Нужно ли человеку готовиться к зиме?"
- "Почему птицы улетают в теплые края?"
- "Как мы помогаем комнатным растениям?"
- "Почему происходит листопад?" Труд в природе:
- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
- Расчистка дорожек от снега.
- Утепление молодых деревьев.
- Помощь малышам в уборке территории.
- Подкормка птиц на участке.
- Уход за комнатными растениями.
- Помощь няне в утеплении окон.
Чтение художественной литературы:
- В. Бианки "Запасы овощей"
- В. Бианки "Готовятся к зиме"
- Т.А. Шорыгина "Белка"
- Т.А. Шорыгина "Ёж"
- Т.А. Шорыгина "Осина", "Сосна"
- Н. Павлова "Опенки"
- К. Ушинский "Умой обождать"
- В. Сухомлинский "Птичья кладовая"
- Викторина на тему: "Деревья".
Наблюдения в природе:
- осмотр участка детского сада
- наблюдение за испарениями, происходящими в природе (после дождя)
- освещенность в течение дня
- продолжительность дня и ночи
- измерение температуры воздуха
- наблюдение за птицами, обитающими вблизи жилья человека
- наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками.
- наблюдение за животными
- наблюдение за небом (хмурое, темные тучи)
- Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
Декабрь
Задачи:
- Расширить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня.
- Закрепить знания о свойствах снега, воздуха, воды.
- Расширить представления о зимовке животных (зверей, птиц, рыб,
насекомых).
4. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением
животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности,
приспособления к среде, признаки хорошего состояния) (дикие звери)
5. Сформировать представление о наземной, воздушной и водной среде
обитания.
Опытническая работа:
1. Снег
- Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры.
2. Вода
- Переход из одного состояния в другое. Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно.
3. Воздух
- Где теплее? Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.
-Расширение и сжатие воздуха. Цель: показать, что воздух сжимается и расширяется в зависимости от температуры.
4. Лёд
- Испарение льда. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное.
5. Растения
- Посадка лука. Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание.
Работа с родителями:
Оформление стенгазеты «Хочу всё знать»
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: предложить бумагу и ножницы для вырезания снежинок; трафареты диких животных, рыб; тонированную бумагу, пластилин.
Книжный уголок: подобрать литературу о диких животных и обитателях воды, открытки с их изображением.
Настольные игры на классификацию объектов окружающего мира.
Уголок природы
Альбом «Времена года» (декабрь, январь).
Игры на классификацию
«Кто где живёт» Цель:
«Что это такое?»
Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.
«Кто больше назовёт»
Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.
"Кому что нужно?"
Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
«Был. Есть. Будет»
Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.
«Я еду в деревню»
Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.
«Разведчики»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.
«Кто делает так же?»
Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям
«Рыбы – птицы – звери»
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
«Аукцион слов»
Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.
Беседы:
- "Что я видел по дороге в д/сад?" (изменения в природе).
- "Мои органы зрения".
- "Что мы знаем о рыбе?"
- "Что нужно растениям?"
- "Где найти медведя зимой?"
- "У воды, на воде, в воде" Труд в природе:
- Уборка участка после снегопада.
- Изготовление и вывешивание замороженных и цветных льдинок.
- Устройство горок для кукол.
- Сооружение построек из снега.
- Поливка водой построек и дорожек.
- Подкормка птиц.
Чтение художественной литературы:
- В. Бианки "Приспособился"
- В. Бианки "Прячутся..."
- Т.А. Шорыгина "Ель"
- Т.А. Шорыгина "Прогулка в лес" –
- Е. Чарушин "Заяц"
- Е. Чарушин "Что за зверь"
- А. Клыков "Зимой под водой"
- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Воробей"
- Т.А. Шорыгина "Лиса — мышкует"
- Т.А. Шорыгина "Волк зимой"
- Викторина "Дикие животные"
-Энциклопедия «Всё обо всём» «Привычные вещи»
Речевые логические задачи:
- "Что бабушка рассказала Саше?"
- "Кто обедал в птичьей столовой?" (2) Наблюдения в природе:
- наблюдение за небом (темные тучи, солнце пробивается редко, солнце
рано прячется, день короткий);
- наблюдение за солнцем (отметить восход и заход солнца)
- наблюдение «Куда делась вода из аквариума?»
- наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок через лупу
- определение погоды по приметам
- наблюдение за водоемами (лужей, рекой). Отметить постепенное замерзание
- различение деревьев, кустарников по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам
- наблюдение за повадками птиц
- продолжить наблюдение за домашними животными.
Январь
Задачи:
- Установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Дать представление о том, как осуществляется переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
- Формировать умение самостоятельно выделять и называть явления в живой и неживой природе (например, осадки: снег, хлопья, крупа; холодно, морозно).
- Раскрыть роль человека в нарушении и сохранении окружающей нас природы, познакомить с правилами поведения в ней.
- Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
Опытническая работа:
1. . Снег
- Защитные свойства снега. Цель: показать, что снег обладает защитными свойствами.
2. Вода
-Замерзание пара на металлических предметах Цель: показать, что при замерзании пара образуется иней, который оседает на ветках деревьев, стёклах автобусов, металлических предметах.
3. Воздух
-Опыт с открытой дверью и свечой. Цель: показать, как образуется ветер в природе.
- Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»
Цель: объяснить детям, почему мы выбираем просторную обувь для зимы; почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.
4. Лёд
- Свойства льда (бесцветность, прозрачность, гладкость, температура льда, прочность). Цель: познакомить со свойствами льда.
5. Магнит
-Знакомство с магнитом. Цель: познакомить со свойствами магнита.
- Сила магнита. Цель: доказать, что магнит обладает силой.
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: предложить бумагу и ножницы для силуэтного вырезания животных; трафареты животных, человека. Книжка раскраска.
Книжный уголок: разложить книги Е. Чарушина, К.Ушинского, литературу о временах года.
Игры на классификацию
"Что в круге"
Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.
«Волшебная дорожка»
Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.
«Я знаю»
Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.
«Выбери нужное»
Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.
«Репка»
Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.
"Четвертый лишний"
Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.
«Цепочка»
Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.
"Кому что нужно?"
Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
«Поможем Золушке»
Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.
"Я еду на Север"
Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения
Беседы:
- «Как образуется ветер»
- "Гололед".
- "Как зимуют дикие звери?"
- "Труд людей зимой".
- "Зимующие и перелётные птицы".
- "Почему не тает снег?"
- "Чем иней отличается от снега?"
- "Правила поведения в лесу». Труд в природе:
- Помощь дворнику в уборке участка от снега.
- Укрывание снегом корней деревьев.
- Украшение елки цветными льдинками.
- Сооружение построек из снега.
- Уборка снега на участке малышей.
- Изготовление кормушек для птиц.
Чтение художественной литературы:
- Н. Калинина "Про снежный колобок"
- В. Архангельский "Летят снежинки"
- Н. Павлова "Деревья зимой"
- Л.Толстой "Зайцы"
- К. Ушинский "Проказы старухи зимы"
- Т.А. Шорыгина "Рябина, зимний лес".
- В. Бианки "Синичкин календарь" Январь.
- Н. Павлова "Зимняя пирушка" (сказка)
- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Синица"
Речевые логические задачи:
- «Логические задачи» Наблюдения в природе:
- продолжать наблюдение за небом (отмечать расположение на небе туч, солнца, звезд и т.д.). Солнце только светит, но не греет
- наблюдение за инеем. Попросить детей рассказать, что они знают об инее, чем он отличается от снега
- наблюдение за образованием сугробов на участке, за работой снегоуборочной машины
- наблюдение за птицами (отметить разное поведение птиц в разную погоду)
- наблюдение за гололедом, трудом дворника в гололед
- наблюдение за снегопадом (отметить разнообразие снежинок в зависимости от погоды (снежинки, хлопья, крупка))
- наблюдение за следами, которые оставили птицы, звери на снегу.
Февраль
Задачи:
1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад,
сугробы, метель, вьюга, позёмка).
2. Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона.
3. Воспитывать исследовательский интерес в природе путем создания проблемных ситуаций.
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Игры на классификацию
"Все в мире перепуталось"
Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.
"Отвечай быстро"
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.
«Кто где живет»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.
«Аукцион слов»
Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.
«Цепочка»
Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.
«Был. Есть. Будет»
Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.
«Ты мой кусочек»
Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.
Речевые логические задачи:
- "Где снежинки?"
- "Птичья столовая".
Работа с родителями:
- Папку — передвижка на тему: "Неизведанное — рядом!".
- Домашнее задание "Я — волшебник" (изобразить опыт, проведенный дома с ребенком). Опытническая работа
1. Магнит
- «Намагниченная скрепка»
- «Действие магнита через воду и стекло»
2. Воздух
- Загрязнение воздуха. Цель: показать детям, что городской воздух загрязнён.
- Перемещение воздуха. Цель: показать, что воздух легко перемещается.
3. Лёд
- Твёрдое тело. Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.
4. Снег
- Что тяжелее, снег или песок? Цель: показать детям, что песок (почва) тяжелее снега.
Беседы:
- "Почему зимой грустят птицы?".
- "Почему человек ухаживает за птицами?"
- "Для чего человек убирает снег зимой?".
- "Живые ли растения зимой?".
- "Чистый воздух. Для чего он нужен?"
Труд в природе:
- Подкормка птиц.
- Разбрасывание песка на скользкие дорожки
(помощь дворнику).
- Сооружение построек из снега.
- Украшение их цветными льдинками.
- Встряхивание снега с кустов и деревьев. Наблюдения в природе:
- наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку, участок (различение их по передвижению по земле)
- наблюдение за силой ветра, образованием метели, вьюги, поземки
- определение погоды по приметам
- увеличение продолжительности дня (отметить путь солнца утром, днем
вечером);
- наблюдение за чистотой воздуха на площадке у проезжей части
- наблюдение за травой, зимующей под снегом
- наблюдение за повадками птиц, обитающих в живом уголке
- наблюдение за следами птиц, оставленных на снегу.
Чтение художественной литературы:
- И. Акимушкин "Жил был медведь"
- Г. Скребицкий "На лесной полянке" (зима)
- Г. Скребицкий "Маленький лесовод"
- Н. Павлова "Белые шубки"
- В. Бианки "Синичкин календарь" (февраль)
- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Ворона"
- С. Воронин "Моя береза" (зимой).
- фольклор: стихотворения загадки, песенки — потешки о птицах.
- Энциклопедия «Привычные вещи».
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: предложить трафареты птиц, силуэты птиц для вырезания и дальнейшего наклеивания на рисунки. Разнообразить материал для нетрадиционного рисования.
Книжный уголок: Подобрать литературу о птицах, изображения птиц. Книжки — раскраски.
Уголок природы:
Поместить иллюстрации с изображением зимних явлений: метели, вьюги; поземки; зимующих птиц.
- Оформить альбом «Времена года» (февраль, март).
Март
Задачи
- Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега (на открытых местах, возле деревьев), образование сосулек, мокрый снег, сильные ветры и т.д.
- Продолжить знакомство со свойствами воды, воздуха; закрепить умение моделировать вещества и процессы, происходящие в них.
- Систематизировать представление о местах обитания домашних животных,
диких зверей, насекомых.
4. Расширить представление о живородящих рыбах, условиях их размножения.
Воспитывать интерес и бережное отношение к просыпающейся природе. Опытническая работа:
1. Вода
- Животворное свойство воды. Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живым организмам.
2. Воздух
- Живая змейка (Ветер в комнате) Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.
- Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».
Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться.
3. Растения:
- Необходимость тепла для распускания срезанных веток.
- Посадка семян.
- Влияние прополки на рост и развитие растений.
Речевые логические задачи:
- "Волшебные льдинки"
- "Первые цветы".
Работа с родителями:
- Консультация «Как сделать интересной детскую прогулку»
- Выпуск минигазеты «Окружающий нас мир».
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: предложить книжки — раскраски весенней тематики.
Книжный уголок: Подобрать литературу с весенней тематикой.
Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением весенних явлений, насекомых.
Уголок экспериментальной деятельности: Создать условия для дальнейшей опытнической работы с растениями, водой, светом, воздухом. Игры на классификацию
«Мир вокруг нас»
Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.
"Четвертый лишний"
Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.
«Скажи всё об объекте»
Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.
"Колпачок"
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
«Волшебная дорожка»
Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.
«Кто больше назовёт»
Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.
«Репка»
Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.
«Что это такое?»
Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.
"Кому что нужно?"
Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
«Ты мой кусочек»
Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.
Беседы:
- "Что я видел по дороге в д/сад» (изменения, произошедшие за последнее время).
- "Для чего человеку уши?"
- "Откуда взялись ручейки?".
- "Как дышит растение?".
- "Что такое почки, развивающиеся на дереве?"
- "Как образуется наст?" Труд в природе:
- Уборка снега и льда.
- Перевозка снега в указанное место.
- Уборка участка малышей.
- Разметание метлой луж.
- Разбрасывание снега для быстрого таяния.
- Уборка веток деревьев.
Чтение художественной литературы:
- Т.А. Шорыгина "Береза"
- Н. Сладков "Медведь и солнце"
- Ю.Дмитриев "Цыплята и воробьята"
- О. Иваненко "Сосулька", (сказка)
- Т.А. Шорыгина "Подснежник"
- Т.А. Шорыгина "Вкусный урок"
- В. Бианки "Три весны"
- фольклор: песенки — потешки, загадки, пословицы о весне.
Наблюдения в природе:
- экскурсия в живой уголок: наблюдение за рыбами, условиями их существования
- увеличение светового дня
- солнце: греет сильнее, изменился его путь в течение дня
- последние зимние бураны и вьюги, поземка
- таяние снега, образование сосулек, капель
- наблюдение за трудом дворника
- наблюдение за деревьями (с какой стороны от дерева быстрее тает снег)
- образование ручейков
- наблюдение за птицами (изменилось их поведение)
- оживление комнатных растений
- длительное наблюдение за ростом овса.
Апрель
Задачи:
1. Уточнить представление детей о признаках весны: (растет трава, набухают
почки, появляются насекомые, снег с дождем, появляются проталины).
2. Формировать представление о способности человека и других живых
существ чувствовать состояние среды (температуры, освещенность, влажность,
наличие пищи).
3. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой
природе и жизнью животных.
4. Продолжать учить детей выявлять функции объектов неживой системы природного мира.
5. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе. Опытническая работа:
1. Свет:
- Световой луч.
2. Человек:
- Наши помощники – глаза
3. Вода
- Заваривание воды травами, чаем. Цель: показать детям, что вкус можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений.
- Взаимодействие воды с другими веществами. Цель: показать, что вода является хорошим растворителем.
4. Воздух.
- Вес воздуха. Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес.
- Есть ли в воздухе вода?
Цель: показать детям, что в воздухе есть водяные пары.
Речевые логические задачи:
- "Когда это бывает?"
- "Что здесь случилось?"
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: поместить тонированную бумагу для изображения весенних иллюстраций.
Книжный уголок: Расположить литературу с весенней тематикой.
Уголок экспериментальной деятельности: Выложить материал для проведения опытов с растениями; предложить принести травы для заваривания.
- Прослушивание грамзаписи с шумом воды.
Уголок природы
- Продолжить оформление альбома «Времена года» (апрель, май). Игры на классификацию
«Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.
«Кто делает так же?»
Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям
«Рыбы – птицы – звери»
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
"Что в круге"
Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.
«Я еду в деревню»
Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.
«Цепочка»
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
«Выбери нужное»
Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.
«Скажи всё об объекте»
Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.
«Аукцион слов»
Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.
Беседы:
- Что нужно человеку?
- Для чего человеку глаза.
- «Завари лечебный чай»
- «Правила друзей леса»
- «У меня появился щенок»
- «Что я чувствую, когда идет дождь»
(холодно, жарко, темно и т.д.)
- «Чем похожи – отличаются туман, роса
облака» Труд в природе:
- Уборка участка от сухих веток.
- Помощь воробьям в постройке гнёзд (положить на кормушку лоскутки
теплового материала, шерстяные нитки, вату).
- Уборка участка просохшей земли.
Чтение художественной литературы:
- Ю.Дмитриев "Утята и Цыплята"
- С.Чарушин "Барсук"
- Т.А. Шорыгина "Ромашка"
- Т.А. Шорыгина "Лиса весной"
- И.М. Пришвин "Светлая капель"
- В. Бианки "Игры и пляски"
- В. Бианки "Лесной хор"
- С. Воронин "Моя береза" (весной) Наблюдения в природе:
- увеличение светового дня
- солнце (греет сильнее, путь его изменился)
- таяние снега, образование сосулек, капель
- небо голубое
- образование луж и ручьев на участке
- наблюдение за распусканием почек на ветках, стоящих в вазе
- гнездование птиц
- наблюдение за детенышами домашних животных
- наблюдение за кучевыми облаками (зависимость их количества от таяния
снега).
Май
Задачи:
- Обобщить представления о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются.
- Уточнить представления о жизни растений весной (быстрый рост, появление новых побегов и т.д.)
- Обобщить знания детей о необходимости воды, тепла, питания, света для нормального развития растений.
- Уточнить и расширить представление детей о воде, воздухе, их распространении в природе; раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, мерах по охране её чистоты и экономному использованию.
- Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Опытническая работа:
Свет:
- Солнечные зайчики.
Человек:
- Большой — маленький (зрение).
Вода
- Просачивание воды в почву. Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы.
- Очистка воды. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.
Воздух
- Снижение парашюта. Цель: познакомить с таким свойством воздуха, как сопротивляемость; показать детям использование воздуха в жизни человека.
- От чего зависит скорость падения листа. Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.
Работа с родителями:
Посадка деревьев на участке; субботник.
Самостоятельная деятельность детей:
ИЗО: предложить тонированную бумагу, материал для нетрадиционной изодеятельности, книжки — раскраски.
Книжный уголок: Разложить книги с весенней тематикой.
Игры на классификацию
«Кто где живет»
Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.
"Колпачок"
Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия
"Кому что нужно?"
Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
"Отвечай быстро"
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.
«Репка»
Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.
«Я знаю»
Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.
"Четвертый лишний"
Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.
«Хвастуны»
Цель: учить детей самостоятельно сравнивать два и более объектов. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Беседы:
- "Как животные ухаживают за своими детёнышами?"
- "Что происходит с растением весной?".
- "Чем трава отличается от дерева?".
- "Размножение растений".
- «Почему нужно экономить воду при использовании?»
Труд в природе:
- Планирование детьми своей деятельности в зависимости от природы.
- Уход за животными в уголке природы.
- Уборка участка.
- Посадка комнатных растений "детками".
- Пересадка, перевалка комнатных растений.
- Направление движения ручья в сторону растущих деревьев.
Чтение художественной литературы
- Е. Чарушин "Ёж"
- Ю.Дмитриев "Жеребята и щенята"
- В. Левин "Первая прогулка", "Грачи".
- Л.Стекольников "О чем поют жаворонки?"
- Ю.Дмитриев "Лягушонок и головастик"
- Ю.Дмитриев "Старик годовик"
- Т.А. Шорыгина "Мать-и-мачеха"
- Т.А. Шорыгина "Одуванчик"
- Т.А. Шорыгина "Незабудка"
- Т.А. Шорыгина "Белка"
- Т.А. Шорыгина "Ёж"
- Н. Павлова "Весной"
- Викторина на тему "Цветы".
- «Дом»
Речевые логические задачи:
- "Что случилось на прогулке".
- "Удивительные капельки". Наблюдения в природе:
- увеличение светового дня
- отражение в зеркале солнечных лучей
- наблюдение за небом, образование облаков
- наблюдение за разливанием после дождя лужи, течением воды из крана.
- изменение в природе после грозы (светит солнце, лужи, капли дождя на
деревьях и траве);
- нахождение теневых и солнечных мест на участке
- изменение на участке в связи с потеплением и удлинением дня
- сравнение цветов мать-и-мачехи и одуванчика
- цветущие деревья
- наблюдение за насекомыми
- наблюдение за трудом садовника
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок их различение.
|