Пояснительная записка:
Развивающие игры с использованием картинок по развитию речи решают следующие задачи:
стимулируют речевую активность детей, активизируют и расширяют словарный запас, формируют умение внимательно вслушиваться в речь взрослых и правильно выполнять простые речевые инструкции; формируют умение подражать жестам и речи взрослого, развивают зрительное и слуховое внимание и память; развивают мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, ориентировку в пространстве. А также, в процессе игр дети развивают фонематическое восприятие, физиологическое и речевое дыхание.
Скачать конспект
Перспективное планирование составлено мною на основе следующих источников:
- Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987
- ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Комаровой. Москва. Мозаика – Синтез 2005
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трёх лет. — М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. 21век», 2007.
- Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет – Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель 2015
- Нищева Н.В. Играйка — собирайка Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников – Санкт — Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»» 2012
- Кудрявцева Е.А. «Гигиенические основы воспитания детей раннего возраста: алгоритм в картинках». – Волгоград. Издательство «Учитель», 2013.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. — М. «Просвещение», 1991
- Зацепина М.Б. Домашний театр для крохи. — М. «Издательский дом «Карапуз»», 2009
СЕНТЯБРЬ
1. Игра «Во саду ли, в огороде».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Материал: картинки с изображением огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — в огороде, ягоды и грибы — в лесу, фрукты — в саду.
2. Игра «Овощи и фрукты» система развивающих пазлов.
Цель: продолжать учить детей узнавать и называть овощи и фрукты на картинках, развивать мелкую моторику, формировать понятия «овощи» и «фрукты».
Материал: пазлы овощи и фрукты.
3. Игра на фланеллеграфе: «Про маленького котёнка».
Цель: учить узнавать знакомых домашних животных и птиц на картинках и называть их. Развивать функцию обобщения в речи и мышления.
Материал: ланеллеграф, картинки с изображением девочки с куклой, котёнка, гуся, свиньи, козла, коровы, кота. (По Л. Пальмер).
4. Дидактические картинки: «Мою руки», «Вытираю руки». (Е. А. Кудрявцева).
Цель: формировать культурно — гигиенические навыки, активизировать речь детей по теме, учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.
Материал: магнитная доска, картинки: «Мою руки», «Вытираю полотенцем», кукла, принадлежности личной гигиены: мыло, полотенце.
ОКТЯБРЬ
5. Игра «Разноцветные пуговицы»,
Цели: ввести в активную речь детей новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, жёлтый).
Материал: разрезная картинка мишка.
6. Игра на фланеллеграфе: «Петушок с семьёй».
Цель: закрепить знание о домашних птицах, используя рассказ К.Д. Ушинского. Учить узнавать и называть птиц на картинках, показываемых воспитателем по ходу прочтения произведения.
Материал: фланеллеграф, картинки: петушок, белая курочка с двумя цыплятами, курочка чёрного цвета с одним цыплёнком, забор.
7. Игра «Кто что ест?».
Цель: Расширять словарь. Учить детей правильно употреблять форму винительного падежа имен существительных, а также составлять простое предложение. Активизация словаря: белка любит есть орешки, грибы; заяц — морковь, капусту; ёж — яблоки, грибы; медведь — мёд, ягоды; лиса — мышей, зайцев; волк — зайцев.
Материал: предметные картинки.
Методические приемы: Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает, кто, что, ест. Что ест заяц? и т.д. В игре можно использовать игрушки животные и муляжи овощей, фруктов.
8. Игра «Урожай» — система развивающих пазлов.
Цель: продолжать формировать представление об огородных культурах, овощах как результатах человека на огороде; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пазлы в картинках, с изображением овощей.
9. Дидактические картинки: «Мою лицо», «Вытираю лицо».
Цель: формировать культурно — гигиенические навыки, умение подбирать глаголы, обозначающие действия.
Материал: магнитная доска, картинки: «Мою лицо», «Вытираю лицо», кукла, полотенце, мыло.
НОЯБРЬ
10. Игра «Машина»
Цель: ввести в активную речь новые слова (кузов, кабина, колёса). Формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Материал: разрезная картинка машина.
1. Игра «Сбор урожая»
Цель: развивать навыки классифицирования.
Материал: 4 картинки с изображением яблок, 1 картинка груша, 1 картинка абрикос, кукла или мягкая игрушка, корзинка.
Ход игры: разложите картинки на полу. Расскажите, что кукла Маша пошла в сад собирать яблоки, надо ей помочь. Но в саду кроме яблок есть еще груши и абрикосы, кукла их не любит, поэтому в корзину надо собрать только яблоки. Помоги кукле собрать яблоки.
12. Игра «Кто где живёт?»
Цель: упражнять детей в группировки диких зверей и домашних животных.
Материал: фланеллеграф, картинки: домик, деревья (лес), домашние животные, дикие звери.
Методические приемы: Воспитатель показывает детям домик и лес на фланеллеграфе. Просит помочь детей животным найти, где они живут. Напоминает, что домашние животные, живут рядом с домом, около человека, который за ними ухаживает, а дикие звери живут в лесу. Поочерёдно показывает детям картинку с животными. Дети называют животное, говорят, где оно живёт.
13. Игра «Лото — Мои игрушки»: Парные картинки.
Цель: повторить названия знакомых игрушек, закрепить обобщённое понятие «игрушки», учить находить и называть парные картинки.
Материал: парные предметные картинки с изображение игрушек.
14. Дидактическая картинка: «Пользуюсь носовым платком».
Цель: формировать культурно — гигиенические навыки, формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия.
Материал: магнитная доска, картинка, носовой платок.
15. Игра «Что положим в холодильник?».
Цель: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Материал: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т.д.
Методический прием: «Помогите девочки и мальчику разложить все предметы по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным шкафом.
ДЕКАБРЬ
16. Игра «Алёшка».
Цель: ввести в активную речь новые слова (голова, живот, руки, ноги, глаза, нос, рот), закрепить навыки ориентировки на плоскости, знание основных цветов (красный, жёлтый, синий).
Материал: разрезная картинка с изображением мальчика.
17. Игра «Одежда» — доска Сегена.
Цель: учить находить предметы одежды и называть их, подбирать по контуру; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: доска Сегена, с изображением предметов одежды.
18. Игра «Транспорт» — система развивающих пазлов.
Цель: формировать обобщенное понятие «транспорт», ввести сравнения и обобщения в понимаемой и активной речи на основе последовательного и по парного предъявления картинок.
Материал: пазлы с картинками изображающие транспорт.
19. Игра на магнитах «Наряди ёлочку!»
Цель: учить узнавать, находить и называть картинку, подбирать её к соответствующему контуру, развивать образную память и представления о знакомых игрушках, развивать мелкую моторику.
Материал: магнитная доска, ёлочка, игрушки (предметные картинки из серии «игрушки», «транспорт», «экзотические животные»).
ЯНВАРЬ
20. Дидактические картинки: «Я сам одеваюсь» (надеваю колготки, рубашку, шорты, сандалии).
Цель: формировать умение и навыки самообслуживания, формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, активизировать словарь по теме.
Материал: магнитная доска, картинки «Надеваю колготки, рубашку, шорты, сандалии», предметные картинки из серии «Одежда».
21. Игра «Чайник».
Цель: ввести в активную речь новые слова (носик, ручка, крышка), закрепить навыки ориентировки на плоскости, знание основных цветов (красный, жёлтый, синий).
Материал: разрезная картинка чайник.
22. Игра «Кто где спит?».
Цель: дать детям знания о том, где спят дикие животные. Активизация словаря: норка, дупло, логово, берлога.
Материал: картинки с изображением диких животных и их мест обитания.
Методические приёмы: предложить детям послушать рассказ, сопровождая рассказ показом картинок. «Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл в свой домик. Лиса — в норку, белка — в дупло, волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».
Вопросы: «Где спит лиса? белка? заяц? волк? медведь?».
23. Игра лото «Мой дом» — парные картинки.
Цель: развивать зрительное восприятие при идентификации картинок ( «Найди такую же!»). Учить словесно, аргументировать, почему выбранная картинка «такая же».
Материал: парные картинки, изображающие предметы дома.
24. Игра «Три медведя» — доска Сегена.
Цель: закрепить умение составлять знакомые изображения по принципу «часть и целое». Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения, т.е. наглядно — действенное мышление.
Материал: доска Сегена с изображением трёх медведей, предметы одежды к ним.
ФЕВРАЛЬ
25. Игра «Кого нет?»
Цель: Усвоение детьми словаря по теме «Дикие животные», закрепление формы родительного падежа имен существительных, воспитание зрительного и слухового внимания.
Материал: картинки: заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёж, слон, верблюд, жираф, лев, бегемот.
Методические приемы: Воспитатель раскладывает картинки с изображением животных. Животные поочерёдно рассматриваются, уточняются внешние признаки животных, название частей тела. Затем воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей: «Кого нет?» (нет зайца). Вариант: когда дети запоминают животных, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. По команде педагога дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого нет?». Количество предлагаемых картинок можно увеличивать с 4 до 6.
26. Игра лото «Ребятам о зверятах» — парные картинки.
Цель: развивать зрительное восприятие при идентификации картинок ( «Найди такую же!»). Учить словесно аргументировать, почему выбранная картинка «такая же».
Материал: парные картинки с изображением экзотических и диких животных.
27. Игра «Петушок»
Цель: ввести в активную речь ребёнка новые слова (бородка, гребешок, шпоры, левый, правый), закрепить навыки ориентировки на плоскости, знание основных цветов.
Материал: разрезная картинка петушок.
28. Дидактические картинки «Я сама одеваюсь». ( «Надеваю колготки, платье, сандали»).
Цель: формировать умение и навыки самообслуживания, формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, активизировать словарь по теме.
Материал: магнитная доска, картинки: «Надеваю колготки, платье, сандалии»; предметные картинки из серии «Одежда».
МАРТ
29. Игра «Помогите детёнышам найти свою маму».
Цель: учить детей называть и различать детёнышей диких животных.
Материал: картинки с изображением диких животных.
Методические приёмы: Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Обращается к детям: «В лесу гуляли животные со своими детёнышами. Малыши животные стали играть вместе. Поиграли они и захотели к мамам, но никак не могут найти их. Испугались малыши, стали звать мам». Давайте поможем малышам найти своих мам. У медвежонка мама — медведица, у волчонка — волчица, у лисёнка — лиса, у зайчонка — зайчиха, у ежонка — ежиха, у бельчонка — белка.
30. Игра «Пёс и щенок».
Цель: ввести в активную речь ребёнка новые слова (пёс, щенок, слева, справа), формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости.
Материал: разрезная картинка пёс и щенок.
31. Игра лото «Большие и маленькие».
Цель: узнавать на картинках знакомых животных и их детёнышей, называть их. В активной речи употреблять слова «детёныш», «детёныши».
Материал: картинки с изображением домашних и диких животных и их детёнышей.
32. Алгоритм из дидактических картинок «Собираюсь на прогулку» ( «снимаю шорты, надеваю брюки, кофту, сапоги, шапку, куртку, шарф»).
Цель: формировать умение и навыки самообслуживания, формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, учить выполнять действия по картинкам, активизировать словарь по теме.
Материал: магнитная доска, алгоритм в картинках по теме «Собираюсь на прогулку».
33. Игра «Найди по описанию».
Цель: учить находить знакомые картинки, по описанию предмета и называть их; называть и находить предметы мебели, по описанию, в комнате и на картинке; развивать память, внимание, наблюдательность.
Материал: предметы мебели, в комнате и предметные картинки с изображением мебели.
Методические приёмы: Попросите ребёнка найти то, что вы ему опишите, например: «Найди мне, пожалуйста, один предмет, который находится в комнате. Он большой, сделан из дерева, у него есть дверцы, и полки, он белого цвета. В него можно класть вещи, а на полку ставить игрушки и книжки, и т.п. Это шкаф с полками. Ребёнок отгадывает, затем показывает предмет и находит картинку нужного содержания.
АПРЕЛЬ
34. Игра на фланеллеграфе – «Весна!».
Цель: учить понимать явления природы в их развитии, обращаясь к образной памяти детей. Продолжать развивать речь и мышления.
Материал: Фланеллеграф, картинки с изображением солнышка, облачка, берёзки, мальчика, девочки, мячика, велосипеда, воробья.
35. Игра «Помоги мамам найти своих детёнышей».
Цель: учить детей различать и называть диких животных и их детёнышей.
Материал: картинки с изображением животных и их детёныши.
Методические приёмы: Воспитатель раскладывает на столе картинки детёнышей диких животных. Обращается к детям: собрались на лужайке малыши — животные: зайчонок, лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок. Играют, веселятся. Мамы стали искать детёнышей, зовут их, но не могут найти. Давайте поможем мамам найти своих детенышей. Мама — медведица ищет своего медвежонка: «Медвежонок, ты где?» Мама — зайчика ищет своего зайчонка и.т. д.
36. Игра «Лиса и мышка».
Цель: ввести в активную речь ребёнка новые слова (хвост, глаза, слева, справа), формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов.
Материал: разрезная картинка лиса и мышка.
37. Игра «Домино».
Цель: учить узнавать и называть изображение знакомых предметов (предметы быта, посуда, мебель, игрушки, фрукты, овощи), находить одинаковые. Развивать умственную активность детей, побуждать к диалогу.
Материал: деревянные пластины домино, с картинками.
38. Дидактические картинки: «Кушаю ложкой», «Пользуюсь салфеткой».
Цель: формировать умение и навыки культуры еды; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия; активизировать словарь, определить с детьми правила культурно кушать.
Материал: магнитная доска, картинки: «Кушаю ложкой», «Пользуюсь салфеткой», игрушка мишка, посуда, салфетка.
МАЙ
39. Игра «Одежда для Вани и Тани» — доска Сегена.
Цель: учить выбирать изображения знакомых предметов одежды и подбирать их по контуру; распределяя предметы одежды для мальчика и для девочки; выражать словом свои мысли.
Материал: доска Сегена, с изображением предметов одежды, мальчика и девочки.
40. Игра «Где чья мама?» — фланеллеграф.
Цель: учить по звукоподражанию узнавать животных и птиц, изображенных на картинках, называть их. Дать элементарные представления о характерных особенностях и повадках животных, изображенных на картинках.
Материал: фланеллеграф, картинки из серии «Животные и их детёныши», «Домашние птицы».
41. Игра «В зоопарке» — система развивающих пазлов.
Цель: расширить представление детей о диких животных и птицах; учить узнавать названных животных и птиц на разрезных картинках; учить составлять знакомые изображения по принципу «часть и целое»; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения, т.е. наглядно — действенное мышление.
Материал: пазлы в картинках.
42. Игра «Бабочка и цветок».
Цель: ввести в активную речь ребенка новые слова (цветок, лепестки, стебель, листики), формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов.
Материал: разрезная картинка бабочка и цветок.
43. Дидактические картинки: «Помогаю выносить игрушки на улицу», «Помогаю расставлять карандаши», «Помогаю расставлять хлебницы».
Цель: формировать у детей элементарные трудовые действия, активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы взрослого, формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия.
Материал: магнитная доска, картинки по теме (см. выше).
44. Игра «Узнай цвет!» — система развивающих пазлов.
Цель: продолжать развивать восприятие предметов на картинке, в частности умение выделять цвет как признак; учить сортировать и группировать изображение знакомых предметов, ориентируясь на их цвет.
Материал: пазлы с картинками, с изображением предметов, четырёх основных цветов.
|