Подготовительная группа
деятельность в рамках НОД «Познание»
сентябрь 1 Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам подготовиться к празднику осени». (украсить дома гирляндами из цветов. (По правилу, записанному в табл. 50.)
Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (цветы), абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.
2 Упражнение: «Посадим цветы на клумбах». (Дети определяют по карточкам-символам свойств (или по карточкам-символам отрицания свойств) форму и размер цветочка, находят среди лежащих в коробке цветок, соответствующий условиям задачи).
Скачать план
Цель: Развивать умение детей расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов (цветы) по их знаковым символическим обозначениям.
3 Упражнение: «Построим дорожки в Фигуроляндии» (По карточке — инструкции)
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»).
октябрь 1 Упражнение: «Самостоятельная работа» (Выбрать среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и разложить их в соответствующие пустые окошки карточки.
«Цель: Развивать классификационные умения. Развивать умение выделять свойства в предметах, следовать определенным правилам при решении практических задач.
2 Упражнение: «Поможем звездочету написать письма». (Для данного задания используются блоки, прикрепленные к магнитной доске, карточки-письма и карточки-символы свойств.
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).
3 Упражнение: «Поможем Пилюлькину разложить пилюли по коробкам». (Разложить блоки (пилюли) в таблицах (коробках), ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств.
Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов (два символа) по их знаково-символическим обозначениям.
4 Упражнение: «Развезем пирожное по магазинам». (Дети развозят «пирожное по магазинам, ориентируясь на карточки-символы свойств установленные на развилке дорожек).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы.
Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
ноябрь 1 Упражнение: Самостоятельная работа. (Разложить детали к автомобилям по контейнерам. Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы свойств и карточки символы отрицания свойств).
Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаковым символам.
2 Упражнение: «Исправим ошибку Незнайки и заменить детали в контейнерах». (По карточкам-символам выяснить, какими признаками новая геометрическая фигура (деталь) должна отличаться от фигуры (детали), которую мы меняем. Из логических фигур выбрать ту, которая удовлетворяет заданным правилам и поменять одну на другую.).
Цель: Развивать умение детей выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства (или свойств) предмета (не прямоугольный и не маленький и не желтый и т. п.)
3 Упражнение: «Поможем работникам почты рассортировать посылки». (Разложить посылки согласно карточкам-инструкциям. На карточке-инструкции цифра- порядковый номер полки; закрашенный кружок-ячейка, в которую необходимо положить посылку (блок); карточки-символы свойств-цвет, форму и размер посылки (блока Дьенеша).
Цель: Развивать умение выявлять свойства в
предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.
определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).
4 Упражнение: «Разложим посылки по машинам». (с помощью таблицы-подсказки заполнить таблицу и узнать, какая машина посылки какой формы должна повезти. Разложить посылки по машинам с помощью цифр, стрелочек и карточек-символов свойств, записанных на доске).
Цель: Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства (форма). Способствовать освоению детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования.
декабрь 1 Упражнение: «Отправляем письма деду Морозу». (Дети определяют признаки недостающей фигуры (марки) в каждой таблице. Затем выбирают из логических фигур (марок) лежащих в коробке, ту, которая удовлетворяет заданным условиям, и приклеивает её к конверту вместо соответствующей цифры). блок).
Цель: Развивать умения детей рассуждать.
Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию о свойствах предметов.
2 Упражнение: «Приготовим антивирусное лекарство для гномов-помощников деда Мороза».
(Дети раскладывают блоки используя карточки-символы под номерами: 1, 2, 3. внутри красного, но вне синего круга (1). Внутри синего, но не вне красного (2). Пересечение двух кругов (3). За пределами кругов (4).
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимание.
3 Упражнение: «Поможем деду Морозу добраться, заменив указатели на пути к детскому саду».
(Дети по карточке-инструкции выбирают блок (указатель), который удовлетворяет заданному правилу, и меняет один на другой.)
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, строго выполнять правила при выполнении действий..
4 Упражнение: Самостоятельная работа.
(Дети выкладывают на столе из логически, фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по правилам, записанным на страницах книги (деда Мороза), производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках.
Цель: Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов через отрицание других свойств (или другого свойства).
январь 1 Упражнение: «Спасаем парк от мусора». (Собрать «мусор» в специальные контейнеры-утилизаторы. Разложить блоки (мусор) по отделениям таблицы (коробки), ориентируясь на указанные основания классификации.
Цель: Развивать умение классифицировать.
2 Упражнение: «Найдём сокровища с помощью карты». (Дети выбирают какие ряды таблицы (вертикальной и горизонтальной) необходимо заполнить цифрами и фигурами черного цвета. Кладут в каждую клеточку выбранного ряда фигуру заданной условиями задачи формы и заданную условиями задачи цифру).
Цель: Развивать умение прослеживать движение двух «цветовых сигналов» (вертикального и горизонтального) одновременно, устанавливать место пересечения одновременных сигналов.
3 Упражнение: «Откроем сундук с сокровищами». (Сундук закрыт на четыре замка. С помощью письма-подсказки открыть последовательно замки (карточки-символы свойства «цвет» и карточки-символы отрицания символа «цвет»). С помощью карточек-символов дети заполняют каждую ячейку таблицы).
Цель: Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства «цвет». Освоение ребенком способа выбора одного из предметов на основе варьирования.
февраль 1
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации-и обозначают их с помощью карточек символов свойств).
Цель: Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации и обозначать их с помощью карточек символов-свойств.
2 Упражнение: «Поможем Элле зажечь фонарики». (По карточке-подсказке дети выбирают заданный правилом блок (лампочку) и прикрепляют его к палочке-фонарику. Все карточки двухсторонние. С одной стороны карточки приклеены картинка палочки какого-либо цвета. С ругой стороны с помощью карточек-символов отрицания свойств блоков (лампочки) указывается заданный условиями задачи блок (лампочка) для палочки).
Цель: Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию о свойствах предметов.
3
Упражнение: Игра «Рыболовы». (в ведре с водой плавают блоки (рыбки). Рыбак ловит на удочку блок (рыбку), кто первый отгадал все три свойства пойманной рыбаком фигуры, станет новым рыбаком.
Цель: Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо свойства (или каких-либо свойств) у предметов (не красный, не синий, не толстый и т.п.).
4 Упражнение: Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам. (Коробки обозначены символами-свойств).
Цель: Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
март 1 Упражнение: Построим дорожку для Мальвины». (На доске прикреплены прикреплена таблица-дорожка. У детей карточки видоизменения (цвета, величины, цвета). Дети строят дорожку из карточек согласно заданному правилу. После того как дорожка будет построена, карточки переворачивают и проверяют правильность выполнения задания. Если при строительстве дорожки были допущены ошибки, их анализируем и исправляем.
Цель: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Развивать умение видоизменять свойства предметов (словесный образ) в соответствии со схемой.
2
Упражнение: «Самостоятельная работа». (с помощью стрелочек и геометрических фигур записать правило строительства необычной фигуры (табл. 1г.)).
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
3 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети определяют признак недостающей фигуры в каждой таблице, выбирают среди лежащих в тарелочке логических фигур те, которые обладают данным признаком, и прикладывают их к атласной ленточке. (Украшение)
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «Выращивание дерева
4 Упражнение: Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки. (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек
– символов.»), творческое мышление, воображение.
апрель 1 Упражнение: Поможем Звездочету написать письма. Самостоятельная работа. (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств).
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).
2 Упражнение: Игра «Найди и покажи». (Воспитатель показывает детям по очереди карточки –загадки. Дети находят среди блоков (камней), лежащих в тарелочке, соответствующий блок (камень) -отгадку и показывает его воспитателю. По итогам выполнения каждого задания воспитатель дает (или не дает) детям фишки. В конце игры посчитать очки и назвать победителя.
Цель: Развивать умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям
3 Упражнение: Игра «Положи в круг». (Прикрепить к доске две атласные ленточки, так, чтобы получилось два пересекающихся круга и 16 блоков. Рассмотреть карточки (рис 18), подумать на какие вопросы нужно будет ответить.) Одно очко заработает тот, кто положит камни внутрь кругов без ошибок. Два очка заработает тот, кто сможет правильно ответить на один из вопросов, который написан в карточках.
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
4 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети по карточкам — инструкциям выбирают логические фигуры (конфетки), которые удовлетворяют заданным правилам, и меняют одну фигуру (конфетку) на другую.
Цель: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-форма и толщина).
май 1 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках).
Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимания.
2 Упражнение: Самостоятельная работа.
(1 задание: по табл. 87 а, дети строят сложные фигуры, за правильно выполненное задание получают фишки. (Проверить)
2задание: С помощью геометрических фигур и стрелочек записать на магнитной доске второе правило построения сложной фигуры (табл. 87б).
3 Упражнение: Игра «Построим дорожку из волшебных камней». (Подбросить 2 кубика (с изображениями символов-свойств на гранях кубика) и определить какими признаками должен обладать блок (камень) для строительства дорожки. Определив признаки блока (камня), найти блок (камень), соответствующий условиям задачи, среди лежащих в коробке и прикрепить его к доске. Положить кубики в коробку и передать ход другому участнику.
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.
|