Подготовила: Учитель-логопед В.К. Соина МАДОУ «Сказка» ЦРР 20. 02. 2014г.
звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Это правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение, а также, Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов.
Значимость речи в жизни дошкольника
Скачать конспект
Воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения.
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника
В организованной и свободной деятельности мы с помощью дидактической игры решаем следующие задачи:
Обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;
Развитие слухового восприятия, речевого слуха;
Развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
Формирование навыков восприятия и различения звуков речи.
«Развитие артикуляции и мелкой моторики»
«Развитие фонематического слуха и восприятия»
- «Цепочка слов»Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук
Зрительные символы согласных звуков.
Д/Игра: «Определи, какой звук твёрдый или мягкий» Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)
д/И: «Звуковые домики»Цель: Учить слышать заданный звук и произносить звуки слитно, не прерывая голоса, определять твердость и мягкость согласных звуков.
Д/и: «Кто в домике живёт?» Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам.
д/и: Воздушные шары»Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.Описание игры: взрослый выставляет букву, дети произносят звук и из предложенных картинок выбирают только те, которые начинаются на этот звук.
д/и: «Говорим слово, наматываем ленту» Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове. Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.д/и: «Назови слово с таким количеством слогов, сколько выпадет на кубике»Цель: Развитие слоговой структуры слова, умение определять количество слогов в слове, подбирать к заданному количеству слогов нужное слово. Описание игры: играют несколько детей, по очереди бросают кубик и называют слова, слоговая структура которого соответствует цифре на кубике.
д/и: «Мыльные пузыри»Цель: Автоматизация звуков, определение количества слогов в слове. Описание игры: Ребёнок выкладывает столько резинок, сколько слогов в слове, расправляя их трубочкой.
- д/и: «Весёлая гусеница»Цель: Составлять слова из слогов, (1, 2, 3) Учить определять количество слогов в слове.Описание игры: Гусеницы бывают маленькие и большие, длинные и короткие, однажды маленькая гусеница «МИ» ползла по дорожке и нашла два слога «МО» «ЗА». Дети читают слово, которое получилось.«МИ-МО-ЗА»
- д/и: «Считай вместе со мной» Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.Описание игры: Ребёнок прикрепляет к цифре картинку и произносит словосочетание: один носок, одна пирамидка, два зайца, две лисички, пять ежей, пять жуков…
Соотносим произносимый звук с его графическимизображением.
ДЕЛОВАЯ ИГРА«ВСПОМНИТЬ ВСЕ!»
1-е задание: «Зарядка для языка»
1-ой команде:
Показать комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков
2-ой команде:
Показать комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
2-е задание:«Придумайте рифму к слову!»
3-е задание:«Подберите слово к схеме»
- команда
- команда
4-е задание:«Напишите самое длинное слово!»
высокопревосходительство
Кто хочет разговаривать,тот должен выговаривать,Все правильно и внятноЧтоб было всем понятно.
Спасибо за внимание!
|