Задание 1 «Угадай, что звучит?»
Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
Инструкция: Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит.
Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит.
Оборудование: музыкальные инструменты (дудка, барабан, маракасы, колокольчик, металлофон, бубен).
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.
2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Более 3 ошибок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 2 «Внимательные ушки»
Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Инструкция:
а) «Кто позвал?».
Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)
Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).
б) «Кто так кричит?»
Оборудование: предметные картинки: кошка, котенок, свинья, поросенок, коза, козленок, корова, теленок.
Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:
— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)
— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)
— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)
— корова — теленок; му (низко) му (высоко)
в) «Близко-далеко»
Оборудование: игрушечные котята черный и белый.
Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Педагог за ширмой имитирует голоса.) Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?
Мяу (громко) — белый; Мяу (тихо) — черный.
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.
2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Более 3 ошибок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 3 "Покажи картинку"
Цель: выявить уровень сформированности навыка различения слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию
Оборудование: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, мишка – миска, кошка – кочка, мышка – мишка, бочка – почка).
Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка.
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.
2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Более 3 ошибок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 4 "Повтори, как я скажу"
Цель: выявить уровень сформированности навыка дифференциации слогов
Инструкция: Послушай. Повтори так же.
аиу па – ба та – да – та пух – мех – мох
иоу да – та га – ка – га кот – год – ход
уои ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
ауио га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
оуиа ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Критерии оценки:
1. Правильное повторение всех рядов – 1 балл.
2. Частичное выполнение задания – 0.5 балла.
3. Ошибки при повторении всех рядов – 0 баллов.
Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.
Задание 5 "Поймай звук"
Цель: выявить уровень сформированности навыка выделения заданного звука из ряда звуков.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков
м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком "м" - выделение звука из ряда слогов
Материал: ряд слогов
ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком "м" - выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Критерии оценки:
1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.
2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.
3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.
4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.
Ошибкой считается пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.
Задание 6 «Назови первый (последний) звук в слове»
Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
Лексический материал: аист, Иван, утка, арбуз, Илья, улитка, альбом, иголка, улица.
Критерии оценки:
1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.
2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.
3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.
4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.