Развиваем графические навыки.
Многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Заметно снижение темпа графической деятельности. А, как известно, низкий уровень подготовки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Из личного опыта работы с логопедическими детьми старшего дошкольного возраста, особо хочется выделить трудности, связанные с развитием графических навыков. Ведь из-за недостаточно развитой мелкой моторики, старшие дошколята имеют шансы на неуспешность в овладении калиграфических навыков в дальнейшем школьном этапе обучения. Свою обучающую работу уже не первый год мы облегчаем использованием целой системы коррекционно-развивающих упражнений. Предлагаем вашему вниманию несколько весьма результативных вариантов:
• активно и вполне успешно используем известную систему работы Подрезовой И.А. «Школа умелого карандаша». Система включает в себя 36 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, которые можно использовать и, как элемент занятия и, как упражнения для закрепления навыков письма в свободное время.
• также большую помощь в развитии графических навыков окажут графические диктанты – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Покажите ребенку точку, от которой нужно начинать выполнять задание. Не спешите диктовать задание целиком: прочтите сначала первый фрагмент, сделайте паузу и проследите, чтобы ребенок правильно выполнил нужное действие. Только затем читайте следующий фрагмент и так далее, пока рисунок не будет готов.
• интересно и результативно проходят комплексы сопряженной гимнастики. Комплексы представляют систему упражнений для одновременной работы пальцев и языка. Происходит частая смена поз, упражнения объеденены простым сюжетом. Ребятишки получают огромное удовольствие от такого увлекательного процесса. Мы с ребятами создаем нехитрые сюжеты. Совместное творчество вызывает дополнительный интерес и, ко всему, развивает твоческую инициативность.
• систематические занятия различными видами ручной деятельности . Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из не крупных деталей, плетение фенечек, выжигание, пришивание пуговиц. Всё это способствует результативной подготовки руки дошкольника к письму.
Данная система работы может быть успешно использована воспитателями подготовительных логопедических и общих групп дошкольных учреждений и, конечно же, внимательными родителями.
|