Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе на лексическую тему «Насекомые»
Автор: учитель-логопед ГБДОУ №46 Приморского р-на СПб Облова Янина Вячеславовна
Цели занятия:
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «насекомые».
- Совершенствовать правильный, плавный выдох.
- Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать навыки связной речи.
- Учить составлять предложения с предлогами.
- Учить согласовывать речь с движениями.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости на лесную полянку к ее маленьким жителям.
А шагать мы будем так: чтобы плечо тянулось к бедру, а не локоть к колену. Как-будто наше тело складывается. Делаем упражнение медленно, не торопимся. Вдох и выдох при наклоне.
КИНЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ УПР-Е «Перекрестный шаг».
«Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто очень ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?»
2. Упражнение на совершенствование плавного и правильного выдоха.
- Вот мы и пришли на нашу волшебную полянку. Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько здесь чудесных цветов. Давайте возьмем их в ручку и понюхаем цветочный аромат.
Глубокий вдох через нос, а выдох через рот. Плечики не поднимаем и щечки не надуваем.
3. Самомассаж лица.
-А вот, смотрите, поползли жучки, червячки, запрыгали кузнечики…
Кто это такие? Правильно- это насекомые.
Ребята, давайте протрем наши ручки салфеткой и выполним интересные упражнения, массаж лица «Насекомые».
4. Развитие связной речи.
- О каких насекомых мы еще с вами вспомнили?
- Какой же основной признак у всех насекомых?
- Паук- это насекомое? Почему?
- Скажите, пожалуйста, зимой можно увидеть на улице насекомых? Почему?
- Когда же насекомые просыпаются и появляются на улице?
- Сейчас какое время года, ребята?
- Правильно, весна. И поэтому к нам в гости прилетело одно из насекомых. Давайте попытаемся отгадать, кто это?
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает, медок собирает.
5. Развитие образного мышления, зрительного гнозиса.
- Наша пчелка приготовила нам загадки о насекомых, постараемся их отгадать, хорошо?
Силуэты насекомых на экране, дети отгадывают загадки и находят верные отгадки сами за компьютером.
6. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.
- Ребята, давайте вспомним, какую песенку поет комарик. Сделаем глубокий вдох носом и произнесем на одном выдохе: Комар звенит: З-З-З-З.
- А какую песенку поет жучок? Сделаем так же глубокий вдох и произнесем: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж-Ж.
- Есть интересная игра, которая называется «Звенит- жужжит». Поиграем? Если вы услышите песенку комарика, то хлопните в ладошки, а если песенку жука, то топните ножкой.
7. Физминука. Речь с движением. Упражение «Стрекоза».
- Детки, мы с вами засиделись на месте, предлагаю размяться. Вставайте возле меня и повторяйте вместе со мной.
Вот какая стрекоза-очень
Круглые глаза.
Вертится как вертолет, вправо, влево, назад, вперед.
- Молодцы! Настоящие стрекозы из вас получились! Теперь давайте сядем снова за столы и посмотрим на наш экран.
8. Развитие мышления, внимания, закрепление обобщающих понятий.
- Упражнение называется «Кто самый внимательный?» Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?
9. Упражнение в употреблении глаголов, согласовании глаголов и сущ.
- Ой, ребята, а где же наша пчелка? Она, наверное, заскучала и улетела… А может быть просто пчелка спряталась от нас?. Мы подходим к цветку и ищем пчелу.
Пчела села НА цветок.
Пчела спряталась ПОД цветком.
Пчела летит НАД цветком.
Пчела жужжит ОКОЛО цветка.
Пчела ползет ПО цветку.
10. Составление описательного рассказа о насекомом по плану-схеме.
- Много мы с вами, ребята, трудились, угадывали, старались. А теперь предлагаю подумать нашим гостям, попробовать отгадать насекомое, какое мы сейчас задумаем и вам, дорогие гости, опишем.
- Это насекомое.
- Живет оно на лесных полянках, в траве.
- У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких.
- Окрас у него яркий, красивый, разноцветный.
- С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар.
- Оно полезное, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок.
Ребята, вы все замечательно занимались, Надюша умница, следила за всеми звуками, Никита молодец, хорошо отвечал на все вопросы, Ленчик – хоть и самый маленький у нас, но очень сообразительный мальчик, занимался на пятерку, Андрюша порадовал своими знаниями, молодчинка!
11. Итог занятия. Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов, растений, в том числе и бабочки, и пчелы, и шмели.
И у меня для вас, приготовлен тоже, так называемый нектар, сок. Предлагаю представить себя каким-нибудь насекомым: красивой бабочкой или мохнатым шмелем, и угоститься маленькими глоточками этим чудесным соком.
БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ОЧЕНЬ НУЖНО НАМ,
ЧТОБ ЛУЧШЕ НАША ЖИЗНЬ БЫЛА,
МЫ НАСЕКОМЫХ ВСЕХ С СОБОЙ ВОЗЬМЕМ,
ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ ВСЕХ ВМЕСТЕ СОБЕРЕМ,
ПРИРОДУ СОХРАНИМ!!!!
|