Актуальность:
Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.
Скачать проект
О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».
Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных ( «над», «под»).
Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.
Задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия
- развитие пространственно-временных представлений
- развитие мотивации к учебной деятельности
Тип проекта: социально-личностный
Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май
Участники:
- учитель-логопед
- дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
- воспитатели детей 5-7лет
Формы работы: индивидуальная и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.
Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры:
Ребенок в 6-7 лет должен уметь:
1. Внимание
- выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.
- находить 5-6 отличий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение.
2. Память
- запоминать 8-10 картинок
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
3. Мышление
- определять последовательность событий
- складывать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия на рисунках
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями
- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
4. Познавательные мотивы — принцип «хочу все знать обо всем»
- с удовольствием играет и учится читать
- сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях
- жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них
- пытливый, любознательный, активный ребенок.
5. Пространственные представления
- знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
- иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи
- временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября
- Подготовка теоретического и практического материала.
- Сбор данных по проблеме и их анализ.
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Выбор концепции реализации проекта.
- Обоснование путей реализации проекта.
- Планирование работы с воспитателями.
- Планирование работы с родителями.
План взаимодействия с родителями:
- ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
- регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
- Подготовка и проведение анкетирования с родителями — Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
- Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) — октябрь
- «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома — сентябрь-апрель
План взаимодействия с педагогами:
- мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
- отбор детей с нарушениями неречевых процессов — составление списка (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
- подбор игр и дидактического материала — сентябрь
- консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
- совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.
2. Основной этап — коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов
№ Название игры (содержание) Цель игры
- Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление математического счета
- Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия
- Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия
- Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия
- Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия
- Да и нет Развитие слухового внимания
- Повтори движения Развитие зрительного внимания
- Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания
- Запомни-назови Развитие зрительной памяти
- Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови. Развитие внимания и памяти
- Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти
- Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти
- Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти
- Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления
- Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия
- Что сначала. Что потом Развитие словесно-логического мышления
- Назови одним словом Развитие мышления
- Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления
- Логические задачки Развитие словесно-логического мышления
- Что где находится Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов
- Чем похожи и чем отличаются предметы Развитие словесно-логического мышления
- Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления
- Чего не стало? Развитие внимания, памяти
Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.
3. Этап — заключительный -май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)
Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.
Выявление двигательной активности:
- ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
- он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
- все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
- спит намного меньше, чем другие дети;
- очень говорлив.
Выявление дефицита внимания:
- ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
- с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- часто теряет вещи и забывает их;
- избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.
Выявление импульсивности:
- ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
- часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
- плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
- не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
- поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
- при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
- успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.
Спасибо за сотрудничество!
|