Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»

Актуальность:

Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.

 

Скачать проект

О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».

Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных ( «над», «под»).

Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.

Задачи:

  • развитие внимания, памяти, мышления, восприятия
  • развитие пространственно-временных представлений
  • развитие мотивации к учебной деятельности

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май

Участники:

  • учитель-логопед
  • дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
  • воспитатели детей 5-7лет

Формы работы: индивидуальная и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.

Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок в 6-7 лет должен уметь:

1. Внимание

  • выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.
  • находить 5-6 отличий между предметами
  • удерживать в поле зрения 8-10 предметов
  • выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
  • копировать в точности узор или движение.

2. Память

  • запоминать 8-10 картинок
  • рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
  • повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3. Мышление

  • определять последовательность событий
  • складывать разрезную картинку из 9-10 частей
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках
  • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями

- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

4. Познавательные мотивы — принцип «хочу все знать обо всем»

  • с удовольствием играет и учится читать
  • сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях
  • жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них
  • пытливый, любознательный, активный ребенок.

5. Пространственные представления

  • знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
  • иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи
  • временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала.
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ.
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
  4. Выбор концепции реализации проекта.
  5. Обоснование путей реализации проекта.
  6. Планирование работы с воспитателями.
  7. Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
  • регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями — Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
  • Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) — октябрь
  • «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома — сентябрь-апрель

План взаимодействия с педагогами:

  • мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • отбор детей с нарушениями неречевых процессов — составление списка (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • подбор игр и дидактического материала — сентябрь
  • консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
  • совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.

2. Основной этап — коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов

№ Название игры (содержание) Цель игры

  1. Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление математического счета
  2. Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия
  3. Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия
  4. Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия
  5. Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия
  6. Да и нет Развитие слухового внимания
  7. Повтори движения Развитие зрительного внимания
  8. Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания
  9. Запомни-назови Развитие зрительной памяти
  10. Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови. Развитие внимания и памяти
  11. Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти
  12. Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти
  13. Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти
  14. Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления
  15. Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия
  16. Что сначала. Что потом Развитие словесно-логического мышления
  17. Назови одним словом Развитие мышления
  18. Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления
  19. Логические задачки Развитие словесно-логического мышления
  20. Что где находится Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов
  21. Чем похожи и чем отличаются предметы Развитие словесно-логического мышления
  22. Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления
  23. Чего не стало? Развитие внимания, памяти

Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.

3. Этап — заключительный -май

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)

Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.

Выявление двигательной активности:

  1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
  2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
  3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
  4. спит намного меньше, чем другие дети;
  5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

  1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
  2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
  3. испытывает трудности в организации;
  4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
  5. легко отвлекается на посторонние стимулы;
  6. часто теряет вещи и забывает их;
  7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

  1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
  2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
  3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
  4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
  5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
  6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
  7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Спасибо за сотрудничество!

Просмотров: 449
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Созинова Наталья Валерьевна. Развитие слухового внимания, речевого слуха
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь