Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №415»
Методическое объединение логопедов.
Составила и провела: учитель-логопед: Алексеева Н.А 2016-2017 учебный год
Коммуникативная компетенция — это обучение на основе общения. Жизнь — это общение. А. Сент — Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения».
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что — то новое в его речевое развитие.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.
Только через развитие речи возможно становление и совершенствование воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно — желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает
внутренней культурой, Цель заключается в том, чтобы ребёнок умело действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие ребёнка — одна из центральных задач сегодня в школе. Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
В своей работе я выделила две задачи:.
- необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
- использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции,
При решении первой задачи — исправление недостатков речевого развития — выделяю четыре направления
- воспитание звуковой культуры речи;
- уточнение словарного запаса речи
- выявление уровня сформированности фразовой речи
- совершенствование речевого общения;
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
- развитие правильного звукопроизношения (постановка звука автоматизация поставленных звуков), чему способствуют скороговорки, артикуляционная гимнастика
- отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры на занятия
- корректировка темпов речи, где используются скороговорки
- развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры.
Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;
- достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса логопеда.
Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово — важнейшая единица языка, носитель значений, Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Работа складывается из четырёх направлений:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, новых значений слов;
- уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
- активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слон из речь каждого ребёнка введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте
- устранение нелитературных слов, употребляемых иногда детьми, исправление ошибочных ударений, произношений,
Использую следующие приёмы работы над значением слова:
- Словобразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. Обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово? или Почему так назвали подосиновик?
- сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
- выяснить щначение слов по толковому словарю
- показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, Детали предмета, особенности внешнего вида, Характерные дествия с ним);
- подбор синонимов: хороший — прекрасный, большой ~ огромный;
- подбор антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
- работа с многозначными словами: идут часы- идут дети — идёт строительство.
У младших школьников работа строится в следующем направлении: для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагают пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить вь1сказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: — развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми)
- учебное общение в паре или в группе
- установление связей между понятиями (ложка — каша, картофель — огород)
- подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
- выделение голосом главного.
|