Методические рекомендации "МАССАЖ ЯЗЫКА ЗУБНОЙ ЩЁТКОЙ"
Учитель-логопед: Канева Е.В. МОУ «Сторожевская СОШ»
Опыт работы с детьми с речевыми нарушениями (с нарушениями звукопроизношения) при слабом тонусе мышц языка показал, что сочетание специальной артикуляционной гимнастики и массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков. Выполняется массаж в поликлиниках и речевых центрах специальными зондами. Но не все дети соглашаются на такой массаж, хоть его эффективность неоспорима.
Логопедический массаж можно выполнить в домашних условиях с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
скачать конспект
Виды движений при массаже: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное, кругообразное надавливание, разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;
Если язык вашего ребенка слабый, вялый и многие движения ему не доступны из-за слабости мышц, то движения будут от периферии (края языка) к центру языка – на тонус мышц.
Кроме зубной щетки можно использовать просто чисто вымытый палец (или надеть на палец детскую соску, ошпаренную кипятком). И начинайте похлопывать, поглаживать и разминать язык ребенка.
Если ребенку не нравится данная процедура, попробуйте предварительно макать палец во что-то вкусное, что любит ваш малыш: варенье, мёд, сметана.
Во время массажа не забывайте комментировать свои действия: погладим спинку язычка, словно котенка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка. Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.
Однако помните, что существуют противопоказания:
Это любые ранки, либо инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.
Выполняйте массаж с удовольствием!!!!
Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка
Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (взрослый салфеткой удерживает кончик языка ребёнка).
1. «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику
2. «Солнышко»
Щёткой водить по направлениям от периферии к центру (не задевать корень языка!)
3. «Ёлочка»
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от периферии к центру.
4. «Ветер дует вправо»
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо.
5. «Дым идёт из трубы»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику и от кончика к корню.
6. «Ветер дует влево»
Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево
7. «Капает дождик»
Поколачивать по языку щетинкой щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.
8. «Листики падают с деревьев»
Поколачивать по языку тыльной стороной щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.
9. «Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от края языка к центру.
|