Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Приставочные глаголы"
Вы знаете, что в русском языке новые слова часто образуются путём добавления приставки к исходному слову. Овладеть этими грамматическими навыками ребёнку-логопату сложно. Рекомендуемые дидактические речевые игры, скороговорки и занятие по формированию грамматических категорий помогут познакомиться с таким явлением языка на примере глагола «шил», научиться правильно употреблять его с разными приставками ( «пришил», «ушил», «вышил», «перешил» и т.д.)
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий: приставочные глаголы.
Цель:
- Формировать умение отвечать на вопросы, используя в речи приставочные глаголы.
- Формировать умение образовывать глаголы движения с приставками пространственного значения; выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок.
- Формировать умение подбирать приставочные глаголы-антонимы.
- Воспитывать чувства партнёрства.
Предварительная работа:
- Чтение дидактической сказки – игры «Жил – шил Ёжик» Куликовская Т.А.
Оборудование:
- Раздаточный и демонстрационный материл карточек-схем приставок, слов-действий. Сюжетные картинки для составления предложений. Дидактическое пособие «птичка», машинка, кубики.
- Для театрализации дидактической сказки: шапочки зверей, ёжика, белочки, волка, зайца, медвежат, лисы. Бутафорские деревья, кустик, веточки, пенёк. Дорожка — мостик. Корзинка с орехами. Надписи: швейное ателье, гараж.
Ход занятия.
-Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в осенний лес.
Звучит запись шума леса. На экране — картинка осеннего леса.
-Скучно, сыро, мрачно в лесу. Осень заколдовала лес. Давайте поможем лесным жителям его расколдовать. Для этого мы должны вспомнить слова — действия.
-Что белочка умеет делать? (Здесь и далее предполагаемые ответы детей.) -Бегать, прыгать, есть орехи и др..
-Что зайчик любит делать?
- Скакать, бегать, есть, морковку, грызть ветки убегать от лисы, прятаться и др.
-Что волк может делать?
-Искать добычу, красться, бегать, собираться встаю и др.
- Что медведь любит делать?
-Гулять по лесу, малину собирать...
- А что Ёжик умеет делать?
- Фыркать, шить...
- Как вы, дети, думаете, почему наш еж любит шить?
- -У него много иголок.
-Раз у него много иголок, открываем «Швейное ателье».
1. Инсценировка дидактической сказки «Жил-шил Ёжик». Все роли, начиная с ведущего, исполняют дети.
-Дал Ёж объявление:
«Ёж-портной обошьёт народ лесной! Жду Вас в лесном ателье»
-Первым прибежал Братец — лис: «Помоги, Ёж! Зашей дырки! Кур воровал- жилет разорвал...»
-Зашью.
Прибежала модница — Лисица: «Ёжик! Нужен мне жакет лиловый: перешей из юбки новой».
Пришли к Ежу медвежата, косолапые ребята: «Перешей нам шапки, дядя Ёж!»
-Перешью.
Прискакал Заяц: «Ёжик, вышей кафтан». -Вышью.
Прибежал серый Волк и воет: «Помоги, дружище, Ёж, пришить пуговицы к рубашке».
-Пришью пуговицы — никогда не оторвутся!
Прискакала Белка-хлопотунья, жалуется: «Орехи собирала, у сарафана карман оторвала, сшей новый, пожалуйста. Юбки бельчатам надо подшить.
-Сарафан новый сошью и юбки подошью. Иголки и нитки готовы всегда. Привёз я бархат и шерсть, и атлас. Наряды отличные будут у вас!
2. Вопросы логопеда по содержанию сказки:
-Что просил сделать Братец- Лис? (Зашить дырки). А что ещё можно зашить? (разорванные штаны и т. д.).
-Что просили сделать Медвежата? (Перешить шапки). А что значит перешить? (Переделать старую одежду).
-Что просил сделать Волк? (Пришить пуговицы).
-Что просили сделать Белочки? (Сшить новый сарафан, подшить юбки для бельчат).
-Что просил сделать Заяц? (Вышить кафтан).
3. Работа с карточками-схемами:
Дети, назовите все слова-действия, похожие на слово «шить». (Сшить, зашить, перешить, подшить, пришить, вышить). Ушить, обшить, дошить.
Эти слова-действия похожи по звучанию. Какое здесь общее слово? (Шить). Мы обозначим его длинной полоской.
Чтобы образовать новые слова-действия, мы приставим к слову «шить» маленькую часть слова и получим новое слово-действие:
- У...., ДО-.., ПОД -.., ВЫ -..., ПРИ-..., С-..., ПЕРЕ-...
Дети по одному выходят к интерактивной доске и образуют (составляют: приставка+ корень) слово.
Начало у всех слов-действий разное. Логопед уточнение значение приставочных глаголов. Обращая внимание на изменение значения слова.
- Что значит «ушить»? (Сделать одежду уже, меньше).
- Что подшивают? (Низ юбки, платья).
-Что значит «обшить»? (Сшить одежду всем зверюшкам).
4. Давайте поможем Ежу обшить лесной народ. Гимнастика для пальчиков:
Две портняжки, две подружки Взяли в руки по катушке:
Белке сшили сарафан,
Зайцу вышили кафтан, Братцу-Лису зашит жилет, Больше дырочек в нём нет.
А Лисе из юбки новой
Перешит жакет лиловый, Медвежатам- шалунишкам Перешито по штанишкам.
(Показать ладошки) (Сжать пальцы в кулачки) (пальчику на обеих руках).
Разжимать по одному.
5. Давайте по лесу погуляем. Вот мы шли, шли, шли, далеко ушли. На полянку пришли. К ёлочке подошли. Грибочки нашли. К пенёчку подошли. Пенёчек обошли. Увидели ядовитые колючки — отошли. На другую полянку вышли, а там мостик — перешли и домой пришли.
6. Ребята, на полянке птичка. Давайте с ней поиграем. Логопед (на ушко) называет действие, которое ребёнок выполняет с игрушкой- птицей. Все отгадывают, какое действие сделала птица. Птичка на дерево с полянки взлетела. С ветки на ветку перелетела. С дерева слетела. К пенёчку подлетела. Пенёчек облетела. К кустику подлетела. За кустик залетела. Из-за кустика вылетела. Далеко улетела.
7. Дидактическая игра «Исправь слово».
Логопед читает предложение — дети исправляют неправильно употреблённое в нём слово.
Птица из клетки... влетает (вылетает).
Дети через дорогу … подходят (переходят).
Ребёнок лужу... пришёл (обошёл).
Мальчик постель … настилает (застилает).
Машина к светофору … съезжает (подъезжает). Машина из гаража … доезжает (выезжает).
Девочка воду в стакан … обливает (наливает). Мальчик от дерева … пришёл (отошёл).
Птица с дерева …подлетела (слетает).
8. Дидактическая игра «Положи слова на ладошку».
Чтобы выйти из этого леса, вы должны положить мне на ладошку разные слова-действия, которые похожи по звучанию, а начало у них разное.
Итог: Необычное у нас получилось путешествие. Много похожих слов-действий с разным значением мы узнали и лесным жителям помогли. Звери приготовили вам подарок: целую корзину лесных орехов
В своей работе по формированию грамматических категорий и умения использования в речи приставочных глаголов, я использую дидактические игры:
1. Игра с машинками «Навигатор».
Используем макет дороги. С одной стороны дороги — гараж, с другой автозаправочная станция или магазин. Вдоль дороги макеты разноцветных домиков, горки, мостик.
Игра может проводиться в нескольких вариантах.
- Логопед даёт инструкцию, например: «Машина объехала вокруг красного дома». Дети регулируют движение машины в соответствии с данной инструкцией.
- Каждый ребёнок выполняет и называет действие с игрушечной машиной. Машина из гаража... выехала. По дороге … поехала. К мосту... подъехала. Стоп. По мосту … проехала. Мост... переехала. С моста... съехала. Дальше... поехала. Дерево... объехала. На стоянку... приехала.
- Логопед ставит машину на макете в определённое место. Дети определяют, где едет машина (выехала из гаража, подъехала к зелёному дому, переехала через мост и т.д.)
- В процессе игры дети находят соответствующие схемы приставочных глаголов и размещают их на макете. Воспроизводят рассказ о движении машины.
2. Речевая игра «Покатаемся». (Дети садятся на стульчики). Дети сопровождают слова действиями со стульчиками.
На лошадке скакали, (садятся верхом на стулья, щёлкают языком, изображая лошадку)
До угла доскакали,
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали. (Сидят правильно на стульях)
Тр-ррр, стоп! Разворот, на реке пароход. Пароходом плыли (ы-ы-ы), до горы доплыли. (Стоят на стульчиках и выполняют волнообразные движения сомкнутыми руками). Пароход не везёт, надо сесть в самолёт. Самолёт летит, в нём мотор гудит (л-л-л)». (Бегают по группе с вытянутыми руками).
3. Игра с мячиком «Скажи наоборот».
-Я буду называть слова-действия, а вы назовёте слова, в которых всё наоборот: заходить — выходить, вбежать — сбежать, наливать — выливать, отъехать подъехать, улететь — прилететь, залететь — вылететь, подпрыгнуть-отпрыгнуть, приходить — уходить, открыть — закрыть.
4. Д/и «Приключение лисёнка» У всех на столах по одной сюжетной картинке. Задание: составить предложение по своей картинке, найти слово-действие и начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой, соответствующей началу этого слова.
5. Д/и «Правильно подними карточку»
Логопед называет приставочный глагол – дети поднимают карточку с соответствующей приставкой.
Учитель-логопед ГБОУ Школа №1747 г. Москва Полякова Л.Е..
Литература:
- «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» Л.В. Лопатина
- Н.В Серебрякова. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» З.Е. Агранович
- «Грамматика русской речи» О.А. Безрукова
- «Слова родного языка»» О.А. Безрукова
- «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.Косинова
|