Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Полякова Любовь Евгеньевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий 'Приставочные глаголы'



Полякова Любовь Евгеньевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий 'Приставочные глаголы'

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий Приставочные глаголыКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Приставочные глаголы"

Вы знаете, что в русском языке новые слова часто образуются путём добавления приставки к исходному слову. Овладеть этими грамматическими навыками ребёнку-логопату сложно. Рекомендуемые дидактические речевые игры, скороговорки и занятие по формированию грамматических категорий помогут познакомиться с таким явлением языка на примере глагола «шил», научиться правильно употреблять его с разными приставками ( «пришил», «ушил», «вышил», «перешил» и т.д.)

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий: приставочные глаголы.

 

Цель:

  • Формировать умение отвечать на вопросы, используя в речи приставочные глаголы.
  • Формировать умение образовывать глаголы движения с приставками пространственного значения; выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок.
  • Формировать умение подбирать приставочные глаголы-антонимы.
  • Воспитывать чувства партнёрства.

Предварительная работа:

  • Чтение дидактической сказки – игры «Жил – шил Ёжик» Куликовская Т.А.

Оборудование:

  • Раздаточный и демонстрационный материл карточек-схем приставок, слов-действий. Сюжетные картинки для составления предложений. Дидактическое пособие «птичка», машинка, кубики.
  • Для театрализации дидактической сказки: шапочки зверей, ёжика, белочки, волка, зайца, медвежат, лисы. Бутафорские деревья, кустик, веточки, пенёк. Дорожка — мостик. Корзинка с орехами. Надписи: швейное ателье, гараж.

Ход занятия.

-Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в осенний лес.

Звучит запись шума леса. На экране — картинка осеннего леса.

-Скучно, сыро, мрачно в лесу. Осень заколдовала лес. Давайте поможем лесным жителям его расколдовать. Для этого мы должны вспомнить слова — действия.

-Что белочка умеет делать? (Здесь и далее предполагаемые ответы детей.) -Бегать, прыгать, есть орехи и др..

-Что зайчик любит делать?

- Скакать, бегать, есть, морковку, грызть ветки убегать от лисы, прятаться и др.

-Что волк может делать?

-Искать добычу, красться, бегать, собираться встаю и др.

- Что медведь любит делать?

-Гулять по лесу, малину собирать...

- А что Ёжик умеет делать?

- Фыркать, шить...

- Как вы, дети, думаете, почему наш еж любит шить?

- -У него много иголок.

-Раз у него много иголок, открываем «Швейное ателье».

1. Инсценировка дидактической сказки «Жил-шил Ёжик». Все роли, начиная с ведущего, исполняют дети.

-Дал Ёж объявление:

«Ёж-портной обошьёт народ лесной! Жду Вас в лесном ателье»

-Первым прибежал Братец — лис: «Помоги, Ёж! Зашей дырки! Кур воровал- жилет разорвал...»

-Зашью.

Прибежала модница — Лисица: «Ёжик! Нужен мне жакет лиловый: перешей из юбки новой».

Пришли к Ежу медвежата, косолапые ребята: «Перешей нам шапки, дядя Ёж!»

-Перешью.

Прискакал Заяц: «Ёжик, вышей кафтан». -Вышью.

Прибежал серый Волк и воет: «Помоги, дружище, Ёж, пришить пуговицы к рубашке».

-Пришью пуговицы — никогда не оторвутся!

Прискакала Белка-хлопотунья, жалуется: «Орехи собирала, у сарафана карман оторвала, сшей новый, пожалуйста. Юбки бельчатам надо подшить.

-Сарафан новый сошью и юбки подошью. Иголки и нитки готовы всегда. Привёз я бархат и шерсть, и атлас. Наряды отличные будут у вас!

2. Вопросы логопеда по содержанию сказки:

-Что просил сделать Братец- Лис? (Зашить дырки). А что ещё можно зашить? (разорванные штаны и т. д.).

-Что просили сделать Медвежата? (Перешить шапки). А что значит перешить? (Переделать старую одежду).

-Что просил сделать Волк? (Пришить пуговицы).

-Что просили сделать Белочки? (Сшить новый сарафан, подшить юбки для бельчат).

-Что просил сделать Заяц? (Вышить кафтан).

3. Работа с карточками-схемами:

Дети, назовите все слова-действия, похожие на слово «шить». (Сшить, зашить, перешить, подшить, пришить, вышить). Ушить, обшить, дошить.

Эти слова-действия похожи по звучанию. Какое здесь общее слово? (Шить). Мы обозначим его длинной полоской.

Чтобы образовать новые слова-действия, мы приставим к слову «шить» маленькую часть слова и получим новое слово-действие:

- У...., ДО-.., ПОД -.., ВЫ -..., ПРИ-..., С-..., ПЕРЕ-...

Дети по одному выходят к интерактивной доске и образуют (составляют: приставка+ корень) слово.

Начало у всех слов-действий разное. Логопед уточнение значение приставочных глаголов. Обращая внимание на изменение значения слова.

- Что значит «ушить»? (Сделать одежду уже, меньше).

- Что подшивают? (Низ юбки, платья).

-Что значит «обшить»? (Сшить одежду всем зверюшкам).

4. Давайте поможем Ежу обшить лесной народ. Гимнастика для пальчиков:

Две портняжки, две подружки Взяли в руки по катушке:

Белке сшили сарафан,

Зайцу вышили кафтан, Братцу-Лису зашит жилет, Больше дырочек в нём нет.

А Лисе из юбки новой

Перешит жакет лиловый, Медвежатам- шалунишкам Перешито по штанишкам.

(Показать ладошки) (Сжать пальцы в кулачки) (пальчику на обеих руках).

Разжимать по одному.

5. Давайте по лесу погуляем. Вот мы шли, шли, шли, далеко ушли. На полянку пришли. К ёлочке подошли. Грибочки нашли. К пенёчку подошли. Пенёчек обошли. Увидели ядовитые колючки — отошли. На другую полянку вышли, а там мостик — перешли и домой пришли.

6. Ребята, на полянке птичка. Давайте с ней поиграем. Логопед (на ушко) называет действие, которое ребёнок выполняет с игрушкой- птицей. Все отгадывают, какое действие сделала птица. Птичка на дерево с полянки взлетела. С ветки на ветку перелетела. С дерева слетела. К пенёчку подлетела. Пенёчек облетела. К кустику подлетела. За кустик залетела. Из-за кустика вылетела. Далеко улетела.

7. Дидактическая игра «Исправь слово».

Логопед читает предложение — дети исправляют неправильно употреблённое в нём слово.

Птица из клетки... влетает (вылетает).

Дети через дорогу … подходят (переходят).

Ребёнок лужу... пришёл (обошёл).

Мальчик постель … настилает (застилает).

Машина к светофору … съезжает (подъезжает). Машина из гаража … доезжает (выезжает).

Девочка воду в стакан … обливает (наливает). Мальчик от дерева … пришёл (отошёл).

Птица с дерева …подлетела (слетает).

8. Дидактическая игра «Положи слова на ладошку».

Чтобы выйти из этого леса, вы должны положить мне на ладошку разные слова-действия, которые похожи по звучанию, а начало у них разное.

Итог: Необычное у нас получилось путешествие. Много похожих слов-действий с разным значением мы узнали и лесным жителям помогли. Звери приготовили вам подарок: целую корзину лесных орехов

В своей работе по формированию грамматических категорий и умения использования в речи приставочных глаголов, я использую дидактические игры:

1. Игра с машинками «Навигатор».

Используем макет дороги. С одной стороны дороги — гараж, с другой автозаправочная станция или магазин. Вдоль дороги макеты разноцветных домиков, горки, мостик.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

  • Логопед даёт инструкцию, например: «Машина объехала вокруг красного дома». Дети регулируют движение машины в соответствии с данной инструкцией.
  • Каждый ребёнок выполняет и называет действие с игрушечной машиной. Машина из гаража... выехала. По дороге … поехала. К мосту... подъехала. Стоп. По мосту … проехала. Мост... переехала. С моста... съехала. Дальше... поехала. Дерево... объехала. На стоянку... приехала.
  • Логопед ставит машину на макете в определённое место. Дети определяют, где едет машина (выехала из гаража, подъехала к зелёному дому, переехала через мост и т.д.)
  • В процессе игры дети находят соответствующие схемы приставочных глаголов и размещают их на макете. Воспроизводят рассказ о движении машины.

2. Речевая игра «Покатаемся». (Дети садятся на стульчики). Дети сопровождают слова действиями со стульчиками.

На лошадке скакали, (садятся верхом на стулья, щёлкают языком, изображая лошадку)

До угла доскакали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали. (Сидят правильно на стульях)

Тр-ррр, стоп! Разворот, на реке пароход. Пароходом плыли (ы-ы-ы), до горы доплыли. (Стоят на стульчиках и выполняют волнообразные движения сомкнутыми руками). Пароход не везёт, надо сесть в самолёт. Самолёт летит, в нём мотор гудит (л-л-л)». (Бегают по группе с вытянутыми руками).

3. Игра с мячиком «Скажи наоборот».

-Я буду называть слова-действия, а вы назовёте слова, в которых всё наоборот: заходить — выходить, вбежать — сбежать, наливать — выливать, отъехать подъехать, улететь — прилететь, залететь — вылететь, подпрыгнуть-отпрыгнуть, приходить — уходить, открыть — закрыть.

4. Д/и «Приключение лисёнка» У всех на столах по одной сюжетной картинке. Задание: составить предложение по своей картинке, найти слово-действие и начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой, соответствующей началу этого слова.

5. Д/и «Правильно подними карточку»

Логопед называет приставочный глагол – дети поднимают карточку с соответствующей приставкой.

Учитель-логопед ГБОУ Школа №1747 г. Москва Полякова Л.Е..

Литература:

  • «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» Л.В. Лопатина
  • Н.В Серебрякова. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» З.Е. Агранович
  • «Грамматика русской речи» О.А. Безрукова
  • «Слова родного языка»» О.А. Безрукова
  • «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.Косинова
Просмотров: 456
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Лапсакова Валентина Петровна. Конспект занятия-игры на тему: «Овощной магазин» по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Зотеева Елена Юрьевна. Позавательно-исследовательское логопедическое занятие по формированию представления об имени прилагательном. Тема: Слова-признаки. Дерево-легкое, стекло-тяжелое.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Пронина Ирина Александровна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Насекомые»
  • Сапарова Елена Николаевна. Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
  • Тюрнина Ирина. Конспект коррекционной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий языка в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Звук и буква Ш. Дифференциация транспорта
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Федурина Любовь Дмитриевна. Конспект занятия в средней группе этическая беседа «Ищем и находим волшебные слова»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект дифференцированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с задержкой психоречевого развития. «Скоро лето! Явления природы. Рыбы.»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Черкасова Ольга Владимировна. Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 — 25)
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Молдованова Альфия Шавкотовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе логопедической группе (от 6 до 7 лет) «По местам боевой славы»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Оксана Худякова. Конспект НОД (коммуникация) в старшей группе «Волшебные слова»
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)
  • Павленко Лариса Анатольевна. «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий с детьми дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь