Автор:
- Павленко Лариса Анатольевна Учитель-логопед МБДОУ № 9 Карасукского района Новосибирской области МБДОУ № 9 "Радуга" Карасукского района Новосибирской области
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменение всей речевой системы.
Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих. Грамматика в детском саду включает в себя умение изменять и образовывать слова, правильно согласовывать их в предложении.
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение образовательной деятельности, то можно добиться значительных результатов.
Важнейшим моментом становится выбор методов обучения. Самым эффективным, и важнейшим направлением коррекционного обучения является игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и, в то же время, — основной вид деятельности старшего дошкольника. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека — речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги). Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале образовательной деятельности игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине игра должна нацелить на усвоение темы; в конце – она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на образовательной деятельности важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Кроме игровых упражнений использую специально создаваемые образовательные ситуации и ситуации общения при обучении детей. Например, детям предлагают ответить на вопросы: кого не было на дне рождения у белки? (волков, лисиц, медведей, зайцев). Чего не оказалось в шкафу у Маши? (носков, гольфов, полотенец, шарфов).
Рассматривание сюжетных картинок проблемного содержания, интерпретация которых требует установления причинно – следственных связей и их отражения в речи (девочка вышла гулять с зонтиком, потому, что идёт дождь; на улице сильный ветер, поэтому деревья наклонились), проблемная ситуация «Размытое письмо» — (ребёнку предлагают закончить размытые дождём строки письма). Такие истории могут строиться на реальном материале, могут быть сказочными. Но главное состоит в том, что расширение фонетических возможностей ребёнка происходит одновременно с расширение лексика – грамматических возможностей.
Использую упражнения, направленные на отработку различных способов словообразования (префиксальный, суффиксальный, слияние основ). Они способствуют появлению у детей интереса к самостоятельному конструированию слов, словотворчеству как одному из этапов овладения нормативными формами русской речи (мальчик с голубыми глазами – голубоглазый; заяц с длинными ушами – длинноухий; человек, который катается на лыжах – лыжник; у зайчихи – зайчонок и т.п.).
Играя в игру «Дерево родственных слов» учимся образовывать однокоренные слова «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову.
В играх «Назови ласково», «Большой – маленький» у детей развивается умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание различие смысла слов (береза – березка – березонька; книга – книжка – книжечка), (хвост – хвостик). В игре «Рыбы –великаны» формируются навыки словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища: пескарь – пескарище, окунь — окунище.
Чтобы научить детей образовывать существительные множественного числа можно поиграть в игру: «Один — много» стол – столы, дом – дома.
Играя в игру «Разложи продукты по своим местам», развиваем навыки словообразования. Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.
«Из чего сделана посуда»
Проводится с перекидыванием мяча. Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.
Например: Вилка из металла – металлическая.
Стакан из стекла – стеклянный.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Ложка из дерева – деревянная.
Тарелка из пластмассы – пластмассовая.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
В игре «Составь предложение» учатся употреблять в речи предложения со значением противопоставления, и согласованием прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый, а морковь продолговатая.
«Кто кем был» усвоение категорий творительного падежа.
Медведь был медвежонком
Ёжик был ежонком
«О чём думают животные?» усвоение падежных окончаний
Медведь в берлоге думает о меде
Белка в дупле думает о грибах.
«Кто за кем бегает?» употребление конструкции с предлогами за
Волчонок бегает за волком.
Игра «Вопросы и ответы» усвоение притяжательных прилагательных
Чья голова? – это рыбья голова.
Чей хвост – рыбий хвост.
Игра «Поваренок»
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
"Кто где спрятался?"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое — то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказ от, где игрушка, выделяя предлог голосом.
«Олины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:
Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле... (ножки).
Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле... (ручки).
Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле... (зубки).
Оля смотрит на кота, На картинки — сказки. А для этого нужны Нашей Оле... (глазки).
После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: — Кто твои помощники? Что они умеют делать?»
«Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
Разработка системы подобных игр и упражнений позволит значительным образом повысить эффективность работы педагога. С этой целью широко использую лексико – грамматические игры, сделанные своими руками. Они позволят увлечь ребёнка в этот замечательный мир игр.
|