Из опыта работы "Будьте здоровы, малыши!" статья
Иванова Марина Анатольевна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок» п.г. т. Фёдоровский, Сургутский район
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Главной ценностью для человека является его здоровье. И поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни и культуры движений должно начинаться с самого раннего возраста.
Скачать конспект
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение, укрепление здоровья и на развитие двигательных навыков. В нашем, детском саду «Теремок» оздоровительная работа с детьми является одной из главных задач всего коллектива, так как наш детский сад посещают дети с ослабленным здоровьем и с патологией в физическом развитии. Основные программы по физическому воспитанию, на которые мы опираемся в работе: «Физическая культура — дошкольникам» Л.Д. Глазыриной, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева и Б.Б Егорова, «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушина. Ежедневно проводится утренняя гимнастика корригирующей направленности (профилактика плоскостопия и нарушения осанки), непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, физминутки, подвижные и спортивные игры, гимнастика после сна. Систематически проводится непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию с элементами ритмической гимнастикой, спортивные досуги и развлечения, совместные мероприятия с родителями, а также непосредственно образовательная деятельность оздоровительного и познавательного направления по программе М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья».
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. С целью совершенствования физической оздоровительной работы, существенного снижения заболеваемости и повышения показателей состояния физического и психического здоровья детей продолжаем поиск эффективных путей оздоровления детей. Мы решили нашим коллективом использовать в работе не только традиционные методы оздоровления детей, но и нетрадиционные.
Выбор методов оздоровления зависит от особенностей состояния здоровья детей, находящихся в детском учреждении, а также материальных, технических и организационных возможностей.
Успешно реализуется у нас в детском саду оздоровительные нетрадиционные технологии: Натуропатия.
Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма нашим детям помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей, страдающих хроническими заболеваниями. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно — луковых закусок. “Секреты” натуропатии понятны детям и любимы ими.
Фитотерапия используется с профилактическими целями, а также для реабилитации детей. При проведении, оздоровления и реабилитации, часто болеющих детей лекарственные растения должны подбираться сугубо индивидуально, с учетом состояния здоровья.
Особое внимание следует обращать на наличие у ребенка аллергических реакций или предрасположенности.
Лекарственные растения могут вводиться внутрь – в виде настоев, отваров, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев.
Ароматерапия включает массаж, ингаляции, ароматизацию помещений. Эфирные масла малотоксичные, обладают антибактериальными, антивирусными, противовоспалительными, анальгезирующими, спазма — и бронхолитическими, седативными, тонизирующими, отхаркивающими, гипо и гипертензивными, иммуномодулирующими свойствами.
Эфирные масла оказывают стимулирующее действие на клеточные и гуморальные звенья иммунной системы организма. Отдельные эфирные масла имеют свои особенности. Эфирное масло мяты оказывает бронхо — и спазмолитическое, сосудорасширяющее, седативное, гипотензивное действие. Эфирное масло лаванды оказывает противомикробное, противовирусное, противовоспалительное действие. Эфирное масло шалфея оказывает дезинфицирующее, противовоспалительное, противомикробное действие. Эфирное масло аниса оказывает противомикробное, отхаркивающее, стимулирующее действие.
Ароматерапия помещений.
Целесообразным является ее проведение в дошкольных учреждениях во время адаптации к дошкольному учреждению, а также во время подъема заболеваний ОРВИ и гриппом. Используются эфирные масла, обладающие бактерицидными, противомикробными, антивирусными свойствами (лаванде, шалфей, анис, фенхель и т.д.) Одним из наиболее перспективных, простых и общедоступных методов в оздоровлении и закаливании детей является массаж биологически активных зон и точек организма. А. А. Уманской предложено 9 зон. Основные сосредоточены в области лица и шеи, дополнительные – на передней поверхности грудной клетки, сзади у (позвоночника) и на руках.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Необходимо находить для детей время, чтобы сделать зарядку позаниматься физкультурой или поиграть.
Дети — цветы жизни, наше будущее! И если работа дошкольного учреждения и семьи будет взаимосвязанной, можно будет достичь хороших результатов в оздоровлении детей. Будьте здоровы уважаемые родители и ваши дети!
Папа поиграй со мной (совместные игры детей и родителей)
Аэроплан.
Встаньте к друг другу лицом и возьмите ребёнка за руки так, чтобы его руки находились на линии плеч. Представьте себе, что ваши руки — это крылья аэроплана и покачайте ими в одну сторону, а затем в другую.
Тяни-толкай.
Повернитесь к ребёнку лицом и возьмите его за руки так, чтобы его руки оказались вытянутыми вверх. Работая дельтовидной мышцей и трицепсом правой руки, ребёнок давит на вашу левую руку. Вы также надавливаете на его руку. Ребёнок должен сопротивляться вашему давлению. Повторите упражнение другой рукой.
Стульчик.
Встаньте друг к другу лицом и возьмитесь за руки. Ребёнок делает вид, что садиться на воображаемый стул, не отрывая ступней от пола. Это упражнение развивает мышцы бёдер и ягодиц.
Пила.
Сядьте на пол друг к другу лицом так, чтобы ребёнок согнутыми коленями упирался в ваши икры, возьмитесь за руки. Ребёнок наклоняется назад, пока не коснётся плечами пола. Затем он поднимается, в то время как вы наклоняетесь назад.
Носочки.
Это упражнение на растяжку мышц ног. Сядьте рядом, напротив друг друга, вытянув ноги. На счёт «раз» сгибайте стопу, на счёт «два» снова вытягивайте носки.
Советы для родителей
Совет 1.
Активно участвуйте в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2.
Научите ребенка соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3.
Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика болезней.
Совет 4.
Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5.
Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
|