Воспитатели коррекционной группы Бакина И.Н., Гузева Е.В.
Тема нашего выступления «Адаптированное применение гимнастических палок в коррекционной работе с детьми с ОВЗ». Мы видим, что у вас в глазах удивление и вопрос? Почему именно гимнастические палки? С одной стороны, хорошо знакомые, с другой давно забытые. И что же нового они могут показать? Да, правильно, именно так и называется наша тема «Адаптированное применение гимнастических палок».
Мы работаем с детьми с ОНР И ЗПР. Для этих ребят очень тяжело запомнить и повторить упражнение. А мы им даем еще и палку. И она для них является не игрой, а усложнением для выполнения заданий. Ребенок должен постоянно держать у себя в голове, как держать палку? Как ее повернуть, чтобы не задеть другого ребенка. И многое другое.
Скачать конспект
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в развитии. Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
А гимнастическая палка приносит в упражнения дополнительную нагрузку, являясь ориентиром для правильной техники выполнения движения;
гимнастическая палка позволяет развивать двигательные качества, ловкость, координацию, выносливость;
развивая мелкую моторику пальцев, улучшаем речь детей.
Гимнастическую палку можно использовать во всех ОО. Упражнения с палками служат для усиления деятельности мышц, плечевого пояса. Ценность упражнений в способности управления движениями заключается в том, что они побуждают воспитанников к активной умственной деятельности: они должны четко воспринимать как сами движения, так и результаты движений, устанавливать причинно-следственные связи между характером движения и его результатом, на основе всего вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений. Это содействует не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствует нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей с ОВЗ.
Дошкольники с ЗПР неточно выполняют дозированные упражнения, движения с перекрестной координацией, ритмические, двигательные действия, выполняемые без зрительного контроля только по словесной инструкции, плохо переключаются с одного движения на другое. У них существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация. Упражнения с гимнастической палкой используются для развития двигательных качеств: силы, гибкости, точности исполнения отдельных положений и движений, — для формирования и исправления осанки. Гимнастическая палка помогает в профилактике плоскостопия у детей и укрепление пресса, что так важно для наших детей.
Прежде, чем мы стали заниматься гимнастикой с палками, мы решили. разучить пальчиковые игры карандашами, подобрали упражнения со стихами.
«Карандаш, в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем».
Пальчиковые игры с палкой. Универсальность упражнений с гимнастической палкой состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Выполняя упражнения с палками, дети приучаются к согласованным движениям обеими руками. Для развития пространственной ориентации применяются упражнения в балансировании палкой.
Занятия с физкультурными палками оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Познаются скорость, направление движений. Физические упражнения развивают восприятие окружающей действительности, пространства, времени. При систематических занятиях физическими упражнениями воспитываются организованность, аккуратность, подтянутость, рациональная осанка, красивая походка.
Использование педагогом упражнений прикладного характера способствует ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития, развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют огромную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе.
|