Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»

Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»Волкова Гузелия Ваккасовна

«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов)

Связная речь:
это такая речь, которая связывает между собой все предметы и явления, и которая может быть понятной для окружающих. Если речь не связана определенными мыслями, высказываниями подлежащего толка, значит, такая речь не является подлинно связной и, по-видимому, имеет на то свои причины (отставание в психомоторном развитии или дефект речевого воспроизведения). В связной речи, для того чтобы она была понятна окружающим, учитывается, определенная ситуация, т. е. та ситуация, о которой идет речь. Связная речь – это также определенная последов!
ательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.
характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь.
Разновидности связной речи:
1) просодика – сложный комплекс элементов речи, который включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп речи, тембр голоса, постановку логического ударения, экспрессию и эмоции;
2) интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления при выдыхании голоса, темпа, артикуляции при произношении звуков, особенно гласных;
3) мелодика речи – совокупность тональных средств, которые характерны для данного языка; модуляция высоты тона при произношении фразы;
4) ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием;
5) темп речи – это временная скорость протекания речи, возможное ускорение или укорочение, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
6) тембр голоса – окраска, качество звука;
7) логическое ударение – интонационное средство выделение какого-либо слова в предложении; при этом слова произносятся членораздельно, длительно, громко. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности речи имеет своеобразный и длинный путь.

Развитие связной речи включает:
• словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
• формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
• воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).
• Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая
• Диалогическая речь – это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей.
• Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.
• Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения.
• В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.
• Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
• Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.


Требования к речи воспитателя.

Воспитатель должен:
• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющиеся дефекты речи.
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
• Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
• Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
• Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Критерии профессионального мастерства педагога.
• Культура речи воспитателя.
• Точность и ясность выражения мыслей.
• Образность речи.
• Эмоциональность и интонационная выразительность речи.
• Доступность речи для детей по форме и содержанию.
• Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов.
• Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

В ходе развития связной речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:
• 1) фонетикой (система звуков речи);
• 2) лексикой (система словарного запаса);
• 3) семантикой (система значений, начиная со значений отдельных слов);
• 4) синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль);
• 5) прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).

Показатели развития связной речи
(по методике диагностирования О.С. Ушаковой)

Младший дошкольный возраст
• Умение пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием;
• Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми;
• Умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества действия, высказывая свою оценку.
• Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший дошкольный возраст.
• В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
• Умение составлять описание, повествование и рассуждение .
• Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Просмотров: 868
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Большакова Елена Анатольевна. План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
  • Субракова Ольга Александровна. Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь