Яговкина Елена Николаевна. Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»

Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Автор- составитель:

Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья

Актуальность проекта

“Речь — самый простой и сложный
способ самоутверждения, потому
что пользоваться ею — серьезная
наука и немалое искусство”
(Т. П. Колодяжная).

Скачать конспект

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к 5 годам заканчивается ее естественное становление. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных этапах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70- 90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в настоящее время количество учащихся в начальном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют примерно 35-40% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди них учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%.

Если проанализировать мониторинг состояния развития основных сторон устной речи детей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество детей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим запасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, достигает до 60 – 70% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада функционирует логопункт, который осуществляет коррекционно- педагогическую деятельность с детьми и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников.

Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), а также подразумевает использование элементов коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

При проведении занятий большое внимание уделяется психическому состоянию здоровья воспитанников. Эффективно используются элементы инновационных методик: арттерапия, сказкотерапия.

Данные методики снимают напряжения, благотворно влияют на внутреннее состояние души ребенка.

Для эмоционального благополучия и стимулирования речевой деятельности детей постоянно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду функционирует «Центр грамотности», который подразделяется на несколько функциональных зон:

  • зона «Дерево добрых дел» — подготовительная группа.
  • зона «Паровозик знаний» — старшая группа
  • зона «Чудо-гриб» — средняя группа
  • уголок библиотеки – подготовительная группа

Каждая функциональная зона предназначена для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, способствующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников.

На протяжении нескольких лет логопед нашего детского сада использует инновационную (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с педагогами и детьми – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • развитие связной, фразовой речи;
  • работа над звуковой стороной речи;
  • пальчиковые игры и упражнения.

При планировании занятий по данным направлениям составляются информационно-технологические карты, опираясь на рекомендации к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – ориентированный подход в работе с детьми.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и педагогов ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают этап проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития основных сторон устной речи детей учитывается при составлении перспективного планирования. Повышая качественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности педагогов ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с педагогами:

  • диалогические пары;
  • защита педагогических идей;
  • мастер – класс.

Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает стимулировать речь и культуру речевого общения детей и помогает сформировать базу для успешного овладения знаний, умений и навыков в начальном звене школы.

Но наряду с такими эффективными результатами работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, есть еще и нерешенные проблемы, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном этапе между реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования.

Проблемы

  1. Недостаточная компетентность педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Несвоевременная диагностика и коррекция речи дошкольника.
  3. Низкая мотивация семей воспитанников в проблемных вопросах развития речи дошкольника.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.

Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.

В классической и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из показателей когнитивного развития ребенка, однако в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциональные возможности детей не всегда используются.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Руководитель проекта: Заведующая — З. Н. Савинова

Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина

Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.

Участники проекта: дети- педагоги- родители

Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г.

Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в соответствии

временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Разработать процедуру проведения комплексной педагогической диагностики раннего выявления и коррекции речи дошкольника.
  3. Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения по формированию и развитию речи детей.

Планируемый результат:

  • Сформирована теоретическая и технологическая готовность педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
  • Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.
Просмотров: 503
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Мартынова Тамара Владимировна. Творческий проект «Создание мультипликационного фильма «Колобок» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь