Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Автор- составитель:
Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья
Актуальность проекта
“Речь — самый простой и сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство” (Т. П. Колодяжная).
Скачать конспект
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к 5 годам заканчивается ее естественное становление. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных этапах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70- 90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в настоящее время количество учащихся в начальном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют примерно 35-40% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди них учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%.
Если проанализировать мониторинг состояния развития основных сторон устной речи детей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество детей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим запасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, достигает до 60 – 70% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада функционирует логопункт, который осуществляет коррекционно- педагогическую деятельность с детьми и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников.
Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), а также подразумевает использование элементов коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
При проведении занятий большое внимание уделяется психическому состоянию здоровья воспитанников. Эффективно используются элементы инновационных методик: арттерапия, сказкотерапия.
Данные методики снимают напряжения, благотворно влияют на внутреннее состояние души ребенка.
Для эмоционального благополучия и стимулирования речевой деятельности детей постоянно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду функционирует «Центр грамотности», который подразделяется на несколько функциональных зон:
- зона «Дерево добрых дел» — подготовительная группа.
- зона «Паровозик знаний» — старшая группа
- зона «Чудо-гриб» — средняя группа
- уголок библиотеки – подготовительная группа
Каждая функциональная зона предназначена для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, способствующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников.
На протяжении нескольких лет логопед нашего детского сада использует инновационную (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с педагогами и детьми – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников.
Работа ведется по следующим направлениям:
- лексико-грамматические игры и упражнения;
- развитие связной, фразовой речи;
- работа над звуковой стороной речи;
- пальчиковые игры и упражнения.
При планировании занятий по данным направлениям составляются информационно-технологические карты, опираясь на рекомендации к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – ориентированный подход в работе с детьми.
Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и педагогов ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают этап проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития основных сторон устной речи детей учитывается при составлении перспективного планирования. Повышая качественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности педагогов ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с педагогами:
- диалогические пары;
- защита педагогических идей;
- мастер – класс.
Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает стимулировать речь и культуру речевого общения детей и помогает сформировать базу для успешного овладения знаний, умений и навыков в начальном звене школы.
Но наряду с такими эффективными результатами работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, есть еще и нерешенные проблемы, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном этапе между реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования.
Проблемы
- Недостаточная компетентность педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
- Несвоевременная диагностика и коррекция речи дошкольника.
- Низкая мотивация семей воспитанников в проблемных вопросах развития речи дошкольника.
Теоретическое обоснование проекта
Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.
Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.
В классической и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из показателей когнитивного развития ребенка, однако в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциональные возможности детей не всегда используются.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Руководитель проекта: Заведующая — З. Н. Савинова
Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина
Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.
Участники проекта: дети- педагоги- родители
Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г.
Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в соответствии
временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ
Задачи проекта:
- Совершенствовать профессиональный уровень педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
- Разработать процедуру проведения комплексной педагогической диагностики раннего выявления и коррекции речи дошкольника.
- Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения по формированию и развитию речи детей.
Планируемый результат:
- Сформирована теоретическая и технологическая готовность педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
- Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.
|