Нестерова Татьяна Васильевна. Педагогическая статья на тему: «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Педагогическая статья на тему: «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Автор: Нестерова Татьяна Васильевна, воспитатель ВКК, ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Московского района. Санкт-Петербург 2015 год.

Огромное значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

 

Работая много лет с детьми, я столкнулась с проблемой, что у детей с общим недоразвитием речи значительно осложнен процесс обучения математики; основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание. Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.

Именно профилактика нарушений счетной деятельности (дискалькулии) у старших дошкольников стала одним из направлений моей работы. Это обусловлено, во- первых, моим личным интересом к проблеме, во – вторых, желанием дать качественные математические знания детям своей группы, в третьих, работая много лет в ГБДОУ №26 коррекционном учреждении, где задачи по коррекции стоят на первом месте.

Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, мыслительных операций, памяти и внимания.

Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы, обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. В связи с этим актуальной является проблема профилактики и коррекции дискалькулии в дошкольном возрасте.

Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности. Она проявляется у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

  • недостаточное овладение математическим словарем
  • неточное представление о графической структуре цифр
  • механическое воспроизведение порядка следования чисел
  • затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел
  • трудности установления отношения числа к его «соседям»
  • недостаточное знание состава числа
  • трудности усвоения правил образования числа
  • несформированность количественных отношений чисел
  • элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной способ счета)
  • (незнание таблицы сложения и вычитания)
  • мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

Классификация дискалькулий. 1. Вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятия формы, величины; не сформированы количественные представления;

имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

2. Практогностическая дискалькулия: имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушена зрительно- двигательная координация.

3. Дислексическая дискалькулия: нарушено чтение математических знаков; не сформированы представления об образе математических знаков.

4. Графическая дискалькулия: нарушена запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика.

5. Операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции.

Профилактика дискалькулии.

  1. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  2. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  3. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  4. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками – важное направление работы при профилактике дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. Она выстроена по принципу доступности — от простого к сложному и осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены.

Задачи первого этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников. Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше), осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну.

Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей.

Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много — мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз, справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина).

Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб – грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик – большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи.

Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).

Задачи второго этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные.

Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем…; высокий – низкий и т.д.; овал,

прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь.

Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб – грибы); согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число.

Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три). Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно – двигательную координацию.

Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Задачи третьего этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно.

Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т. п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса).

Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д.

Учить детей использовать количественный порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти).

Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги.

Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 9, математические знаки. Учить детей распознавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их.

Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т.е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

У меня возникла потребность в создании игр и упражнений по профилактике нарушений счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. Математические игры помогают решать задачи общеобразовательной и коррекционной программы, вызывают у детей интерес и совершенствуют память, внимание, воображение, восприятие, логическое и творческое мышление, речь.

Для этого мною в группе создана предметно — развивающая среда. Среда стимулирует активность детей, обеспечивает эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку. Для того чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе математических игр, исходя из потребностей и интересов каждого ребёнка, организовала уголок занимательных математических игр, в который внесла игры по профилактике дискалькулии.

Игровые задания подбираю таким образом, чтобы постепенно в процессе обучения умения, знания и понятия ребенка становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной, четко определенной структуре элементарных математических умений и навыков.

Осуществляя принцип деятельности, старалась каждую игру или игровое задание вводить не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребёнком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.

Игровые упражнения коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии

  • Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка. «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). «Нелепицы» (по временам года). «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).
  • Обучение математической терминологии. «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление). «Поручения» (с использованием математической терминологии).
  • Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Послушай и назови лишнее слово». «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти). «Выполни движения» (по рисунку – схеме). «Послушай и повтори цифры в обратном порядке». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами). «Дырявый ковер» ( «ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур).
  • Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений. «Чем похожи, чем различаются две фигуры». «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).
  • Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением. «Чем похожи и чем различаются две цифры?». «Назови соседей числа». Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». «Поручения» (с использованием цифр). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

по профилактике практогностической дискалькулии:

  • Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». «Запомни и нарисуй», «Обведи кружком». «Четвертый лишний».

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений). «Наша квартира». «Цыплята в домике».
  • Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».
  • Развитие зрительной и слуховой памяти. «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных чисел». «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
  • Развитие логических операций. Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка». Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать» По профилактике дислексической дискалькулии:
  • Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.
  • Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; «Поручения» (с использованием математических понятий).
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы). «Чем похожи и чем различаются цифры?».
  • Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

«Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи и чем различаются цифры». Напиши соседей числа. Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». «Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

по профилактике графической дискалькулии:

  • Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции.

  • Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике. Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр.
  • Развитие зрительного и слухового гнозиса. «Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр». «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7). «Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».
  • Развитие пространственного восприятия. Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование цифр.
  • Развитие умения выполнять математические операции. «Как может получиться число…». «Веселые человечки»; «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).
  • Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.

«Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается задача от рассказа?». «Какой месяц лишний?». Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра».

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности. Графический диктант в тетрадях в клетку. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»

Профилактика дискалькулии предполагает и учет психотерапевтический эффекта коррекционного воздействия. В связи с этим свою работу с детьми дошкольного возраста по профилактике дискалькулии, я строила на основе дидактических принципов. Одним из ведущих, является принцип психологической комфортности, поэтому создавала особую предметно–развивающую среду, обеспечивающую эмоционально комфортные условия для образовательного процесса. При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников с ОНР строю свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:

  • в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием
  • в специальных играх и упражнениях, направленных на профилактику различных видов дискалькулии
  • в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм (режиссерским и играм-драматизациям), где выявление, осознание и воссоздание количественных, пространственно-временных отношений становится целью и средством деятельности
  • в изобразительной, конструктивной, трудовой за счет усиления их элементарным математическим содержанием
  • в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей
  • в интегрированной деятельности, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания

- во время индивидуальной работы с детьми из группы риска по дискалькулии.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР основывается на комплексном подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во взаимосвязи с коррекционной работой по различным направлениям: развитие и коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, и др.

Уважаемые коллеги, используйте в своей работе игры направленные на профилактику всех видов дискалькулии потому что, математические знания очень важны для человека, а потому запускать дискалькулию нельзя. Ребенку, которому вовремя или вообще не оказали помощь, будет трудно приспособиться к жизни в современном обществе.

Список литературы.

  1. Р.И. Лалаева. А. Гермаковская. «Предупреждение нарушений в овладении математикой». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  2. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх и упражнениях». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  3. А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Арис – пресс. 2005.
  4. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Игры логические упражнения с цифрами». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  5. Гурина С.Л. «Основные направления в истории изучения дискалькулий Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990.
  6. О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках». Санкт – Петербург. «Паритет» 2007.
  7. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». «Просвещение» 1996.
  8. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» – М, 2003.
Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Ольга Бахтина. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок (методическая разработка)
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Тишина Ирина Андреевна. Конспект ООД с использованием ИКТ образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы Тема: «Прогулка в лес»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Богданова Татьяна Сергеевна. Развитие математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
  • Плотникова Антонина Анатольевна. «НАДО ЛИ УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА?»
  • Надежда Сергеевна Рыбак. Как учить стихи играючи
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Черногорова Евгения Владимировна. ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Егошина Ольга Николаевна. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь