Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа), Количество детей: 6-10
Цели:
- Формирование у детей целостной картины мира, обогащение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи;
- Развитие памяти, внимания, мышления и воображения;
- Развитие мелкой моторики руки;
- Развитие групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения;
- Эмоциональное развитие.
Оборудование: иллюстрации жителей морей и океанов, набор картинок к игре «Четвертый лишний», дидактическая игра «Найди отличия», набор разрезных картинок по морской тематике, аудиозапись со звуками моря; пиктограммы эмоций – радость, злость, грусть, страх.
Скачать занатие
Структура занятия:
- часть – психологический настрой (приветствие детей группы друг друга);
- часть:
- Чтение и отгадывание загадок про морских обитателей,
- Рассматривание изображений животных, беседа о них;
3 часть – игра с использованием приемов релаксации и визуализации «Отдых на море», подвижная игра «Море волнуется раз…»;
4 часть – составление разрезных картинок, игра «Найди отличия»;
5 часть – мимические упражнения: «Покажи настроение – радость, грусть, злость, страх» по теме морских животных.
6 часть – дидактическая игра «Четвертый лишний»
7 часть – закрепление полученного материала, прощание.
Ход занятия:
- Дети сидят в кругу. Психолог: “В наших сердцах живет дружба и доброта, мы можем поделиться ими друг с другом. Давайте передадим тепло наших сердец через ладони ” Психолог берет ладони рядом сидящего ребенка в свои руки, говорит: “Добрый день, (имя ребенка)! ”. Он точно так же дотронется до своего соседа, передаст ему привет (поздоровается), и т.д. по кругу.
- Логопед предлагает детям, для того, чтобы узнать к кому в гости они сегодня отправятся, отгадать загадки:
Чудо-юдо великан На спине везет фонтан. (кит)
Белоснежный парашют Волны к берегу несут. (медуза)
Еж морской, когда родился Чрезвычайно удивился: Полюбуйтесь сами - На камнях расположился Чемодан с ногами. (осьминог)
В буйном море-океане Рыба страшная живет. У нее большой живот, Пасть с ужасными зубами. (акула)
Логопед:
- Ребята, кит, медуза, осьминог, акула, это кто?
Дети отвечают – жители морей и океанов.
- Верно, а какие океаны вы знаете?
Дети перечисляют.
3. Психолог предлагает детям погрузиться на дно моря и немного отдохнуть (звучит музыка «Пение дельфинов»):
- Лягте на пол в удобных позах, закройте глазки, внимательно слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Чудесный летний день, небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Морские волны докатываются до ваших ног, вы ощущаете приятную свежесть морской волны. Представьте, что вы медленно входите в воду, ощущая долгожданную прохладу. Затаив дыхание от волнения, чувствуете, как по телу пробегают «мурашки». Вы продолжаете двигаться дальше, в глубину, ступая по песчаному дну. Вода прозрачна и чиста. Лучи солнца освещают под водой песок, красивые ракушки, разноцветные камушки, мимо проносятся стайки веселых рыб. Вам хорошо и спокойно. Тело полностью расслабленно. На счет «5» открываем глазки, медленно садимся, потягиваемся.
Логопед предлагает ребятам оглядеться вокруг:
- Каких морских жителей можно увидеть на дне океана.
Дети называют морских обитателей и описывают их по порядку по очереди.
Психолог предлагает ребятам поиграть в игру «Море волнуется раз…»:
- Проверим, ребята, как вы сами умеете превращаться в морских жителей. Выберем водящего, он будет акулой, которая будет за вами внимательно наблюдать. Остальные дети будут рыбками, они плавают, веселятся, резвятся. После того, как водящий скажет слова: «Морская фигура на месте замри!», дети замирают в одной позе. Акула смотрит – если кто пошевелился, изменил позу, она забирает его к себе.
После игры, психолог говорит:
- Молодцы, очень дружно играли, вы внимательные и послушные рыбки. Думаю, вы смогли бы стать достойными жителями морских глубин.
4. А сейчас проверим, насколько вы сообразительны!
Проводятся дидактические игры: «Собери разрезную картинку», «Найди отличия»
5. Психолог:
- Ребята, вы знаете, что на дне морском кипит интересная, насыщенная жизнь, со своими правилами и законами. Морские жители, тоже как и люди, с кем-то дружат, а с кем-то враждуют. Есть мирные обитатели моря, а есть злые, опасные хищники. И, конечно, у них, как и у вас, бывает и хорошее настроение, и не очень, они могут злиться, грустить, переживать, бояться. Давайте с помощью мимики попробуем передать настроение.
Дети ориентируются на пиктограммы эмоций; психолог обращает внимание ребят, как меняется выражение глаз, положение губ, бровей, при выражении той или иной эмоции.
- Давайте, порадуемся, как дельфин ясному солнечному дню.
- Позлимся, как акула, от которой уплыла добыча.
- Как грустит рыбка, потерявшаяся от своей стаи.
- Испугаемся, как маленькая рыбка большого кита.
6. Логопед предлагает поиграть ребятам в игру: «Четвертый лишний»:
- Сейчас я буду показывать вам картинки, 3 из них объединены каким-либо общим смыслом, а четвертая лишняя, необходимо ее найти и объяснить, почему вы ее исключили. Нужно быть очень наблюдательным и сообразительным, тогда все получится.
7. Психолог спрашивает у детей, что им понравилось и запомнилось на занятии, какое сейчас у них настроение. Ритуал прощания:
Психолог:
- Сейчас мы с вами вернемся по волшебным волнам из дна морского в детский сад.
Дети берутся за руки, и, имитируя руками движения волн, друг за другом выходят из комнаты ( «всплывают на поверхность воды»).
- В наших сердцах живет дружба и доброта, мы можем поделиться ими друг с другом. Давайте передадим тепло наших сердец через ладони ” Психолог берет ладони рядом сидящего ребенка в свои руки, говорит: “Добрый день, (имя ребенка)! ”. Он точно так же дотронется до своего соседа, передаст ему привет (поздоровается), и т.д. по кругу.
- Логопед предлагает детям, для того, чтобы узнать к кому в гости они сегодня отправятся, отгадать загадки.
- Психолог предлагает детям погрузиться на дно моря и немного отдохнуть (звучит музыка «Пение дельфинов»):
- Лягте на пол в удобных позах, закройте глазки, внимательно слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Чудесный летний день, небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Морские волны докатываются до ваших ног, вы ощущаете приятную свежесть морской волны. Представьте, что вы медленно входите в воду, ощущая долгожданную прохладу. Затаив дыхание от волнения, чувствуете, как по телу пробегают «мурашки». Вы продолжаете двигаться дальше, в глубину, ступая по песчаному дну. Вода прозрачна и чиста. Лучи солнца освещают под водой песок, красивые ракушки, разноцветные камушки, мимо проносятся стайки веселых рыб. Вам хорошо и спокойно. Тело полностью расслабленно. На счет «5» открываем глазки, медленно садимся, потягиваемся.
Логопед: Дети называют морских обитателей и описывают их по порядку по очереди.
Психолог предлагает ребятам поиграть в игру «Море волнуется раз…»:
- Проверим, ребята, как вы сами умеете превращаться в морских жителей. Выберем водящего, он будет акулой, которая будет за вами внимательно наблюдать. Остальные дети будут рыбками, они плавают, веселятся, резвятся. После того, как водящий скажет слова: «Морская фигура на месте замри!», дети замирают в одной позе. Акула смотрит – если кто пошевелился, изменил позу, она забирает его к себе.
После игры, психолог говорит:
- Молодцы, очень дружно играли, вы внимательные и послушные рыбки. Думаю, вы смогли бы стать достойными жителями морских глубин.
4. А сейчас проверим, насколько вы сообразительны!
Проводятся дидактические игры: «Собери разрезную картинку», «Найди отличия»
5. Психолог:
- Ребята, вы знаете, что на дне морском кипит интересная, насыщенная жизнь, со своими правилами и законами. Морские жители, тоже как и люди, с кем-то дружат, а с кем-то враждуют. Есть мирные обитатели моря, а есть злые, опасные хищники. И, конечно, у них, как и у вас, бывает и хорошее настроение, и не очень, они могут злиться, грустить, переживать, бояться. Давайте с помощью мимики попробуем передать настроение.
Дети ориентируются на пиктограммы эмоций; психолог обращает внимание ребят, как меняется выражение глаз, положение губ, бровей, при выражении той или иной эмоции.
- Давайте, порадуемся, как дельфин ясному солнечному дню. - Позлимся, как акула, от которой уплыла добыча. - Как грустит рыбка, потерявшаяся от своей стаи. - Испугаемся, как маленькая рыбка большого кита.
6. Логопед предлагает поиграть ребятам в игру: «Четвертый лишний»
7. Прощание – что понравилось, запомнилось. За руки, плывем по волнам.
|