Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи

Использование пересказа для развития связной речи

Винокурова Дарья Вадимовна Учитель — логопед МБДОУ №46 Г. Красноярск

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Иногда взрослые разговаривают с детьми на их детском языке т.е (сюсюкаются). Дети копируют взрослых. С кого им еще брать пример. Они в первую очередь получают всю информацию от взрослого. Думают если взрослый так сказал, значит так правильно. И так со временем неправильные слова закрепляются в речи ребенка. И это потом очень сложно исправить. Если вы хотите развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, сами должны говорить правильно, используя все многообразие русского языка. Нужно следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко, образно, а главное правильно.

 

Это не легко, но если мы хотим получить результат нужно постараться.

Необходимо и других членов семьи переключить на такой способ общения.

Пересказ с помощью сказок.

Развивая связную речь у ребенка, нужно учить ребенка пересказывать короткие сказки и рассказы, которые вы ему прочитали если это маленький ребенок. Нужно начать пересказывать знакомые сказки с несложным сюжетом. В это время у ребенка вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Если ребенок старше и умеет читать, то ему необходимо пересказывать то, что он прочитал. Если ребенок не умеет пересказывать, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. «Посадил дед … — «репку». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого позвал дед первым?" – «Бабку» — «После какого героя позвал дед кошку? Кто помог вытянуть репку? Потом усложнить задание: прочитать ребенку сказку и в конце задать вопросы ребенку. Это поможет ребенку вспомнить сказку и частично с помощью вопросов пересказать сказку. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.

Детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. Также перед сном когда укладываете спать ребенка, рассказываете ему сказку. Он учиться у вас, сам потом рассказывает сказки своим игрушкам. Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Сказка учит тому, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Что добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Дает пример, каким нужно быть.

Пересказ по картинке.

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. По картинкам можно придумать не один десяток вопросов. А также по серии сюжетных картин, где ребенок учиться не только рассказывать, но и учиться соблюдать последовательность сюжета.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. После того, как ребенок научился описывать игрушки, можно учить его

составлять небольшие сюжетные рассказы.

Рассказ о событии

Рассказ о некоторых событиях из личного опыта. То, что с ребенком произошло сегодня, вчера или на прошлой неделе. Ребенку нужно вспомнить: куда он ходил, что делал, кого видел. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на улице, празднике». Можно рассказать ребенку пример взрослого. Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Ребенок сам пытается рассказать о событии, у него может быть рассказ похожий на взрослого, но это не страшно. Главное, что ребенок рассказывает.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка и конечно связной речи. Нужно внимательно выбирать литературу, какую вы читаете ребенку, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу.

Обсуждаем прочитанное

Прочитали книгу ребенку или ребенок сам прочитал, а затем поговорить о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если ребенок маленький, то и вопросы задавайте самые простые. Если ребенок постарше, то и вопросы более сложнее. Взрослый высказывает свое мнение, иногда оно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверное высказывание и поправить.

Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга — это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая книги, вы будете получать удовольствие сами, а самое главное вы будите приучать детей к книгам и развивать детей.

Просмотров: 474
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Романенко Ирина Алексеевна. СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Это нужно живым!»
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Лымарь Татьяна Владимировна. Конспект занятия для старшей группы по разделу «Ребенок и окружающий мир. Валеология» - «Сохрани свое здоровье сам»
  • Редактор. Что подарить ребенку на День рождения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь