Федеральные государственные стандарты определяя портрет выпускника ДОУ смещают акцент с набора знаний, умений и навыков в сторону общей культуры, на наличие качеств, обеспечивающих социальную успешность в школе.
Один из ведущих специалистов в дошкольной педагогике Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что гораздо важнее не бездумно накапливать информацию, давать детям ключ к ее приобретению.
Таким своеобразным ключиком для получения информации может быть формирование этимологических представлений.
Не зря К.И. Чуковский называл детей дошкольного возраста стихийными этимологами, прирожденными лингвистами.
Скачать презентацию
Этимология- раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Она вовлекает детей в ситуацию активного поиска. Почему так, а не иначе? Вполне правомерно отнести этот вид деятельности к поисково-исследовательской.
Верным помощником в этой работе является пытливый детский ум, неуемная познавательная активность, но именно дефицит подобных качеств характеризует детей с нарушением речи.
Заинтересовать детей поиском значения слов можно с использованием как классических, так и специальных приемов.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет формировать этимологические представления в разных видах деятельности.
Гениальным учителем по формированию этимологических представлений является сказка. Она несет не только большой нравственный потенциал, но и может быть средством поисковой речемыслительной деятельности.
Вовлекая детей в ситуацию поиска, можно предложить им простейшую опытно-экспериментальную деятельность (простейшие опыты с водой – «Почему мороз трескучий»; получение золы путем сжигания тонких палочек и как ею можно испачкаться»).
Совместно с родителями дети занимаются проектной деятельностью, выясняя, например. Почему «божья коровка» так называется; «Почему избушка на курьих ножках».
В основе процесса расследования происхождения слов лежит умение находить в словах существенные признаки, поэтому полезно подбирать игры и задания, которые учат находить существенные признаки, развивают чувствительность к языку.
Этимологию любят и взрослые и дети. Занятия этимологией привлекают к активному сотрудничеству с детьми, к совместным изысканиям.
|