Аннотация:
Данные об авторе: Колоколова Марина Владимировна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск, педагогический стаж работы – 33 года, образование: высшее.
Пояснительная записка:
Комплексно-тематический принцип предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности вокруг изучения одной темы. Комплексно-тематический план ООП ДО состоит из блоков, один из которых знакомит детей с объектами живой природы, в том числе и с птицами. Дети знакомятся с понятиями «птицы» (особенности внешнего вида, оперения, передвижения и т.д.). Проводится дифференциация «зимующие птицы» и «перелётные птицы», а также большая работа по активизации и уточнения, обогащения словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Скачать конспект
На данном занятии используется индуктивный метод подачи материала (от частного к общему). Мотивационной составляющей данного мероприятия является личная заинтересованность ребёнка к происходящему. Культурные практики на занятии: коммуникативная деятельность на основе познавательно-исследовательской деятельности. Культурно-смысловой контекст (детская цель) — изготовление энергетической кормушки, очень ценностная составляющая занятия, несёт для детей нравственный смысл — воспитание любви к природе, понимание, чем сам ребёнок может помочь птицам.
Новизной в мероприятии является внесение зимующей птицы в группу. Такой приём практически не используется в дошкольных учреждениях, в связи с запретом СанПин.
Актуальным на современном этапе является использование деятельностно-компетентностного подхода, который сочетает в себе использование педагогических технологий, методов и приёмов, способствующих формированию таких ключевых компетенций у дошкольников, как познавательные, коммуникативные, социальные, регулятивные и т.д.
На всём протяжении занятия через разнообразные формы работы происходит поддержка детской инициативы, познавательной активности, самостоятельности.
Данная технологическая карта станет хорошим подспорьем в работе педагогов дошкольных учреждений. Педагоги могут восполнить дефициты в профессиональных компетенциях, связанных с умением организовывать разнообразные виды детской деятельности, направленных на экологическое образование детей дошкольного возраста.
Вид занятия: ознакомление с окружающим и развитие речи
Возрастная группа: дети подготовительного возраста (6-7 лет)
Методы: наглядно-демонстрационные, словесные, практические.
Педагогические технологии: социо-игровые приёмы (работа в малых группах – компаниях, смена минзансцен), информационно-коммуникационные (слайдовая презентация, видео зарисовка, звукозапись).
Тема Зимующие птицы наших лесов
Культурная практика Коммуникативная практика на основе познавательно-исследовательской практики
Культурно – смысловой контекст Изготовление энергетической кормушки
Цель Расширение представлений о зимующих птицах нашего края и способах помощи им в зимнее время.
Образовательные задачи Обучающие:
- закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новой птицей (пищуха)
- продолжать изучать их особенности и особенности поведения в зимнее время
- обогащать и расширять словарь детей по теме (зимующие птицы, кормушка и др.)
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать разнообразные связи и зависимости в природе в ходе наблюдения за объектами живой и неживой природы
- развивать коммуникативные навыки: умение общаться в компании, договариваться, находить общее решение
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к зимующим птицам
Планируемые результаты Формирование компетенций у детей:
Познавательные:
- дети определяют и называют зимующих птиц по внешнему виду: синицу, сороку, воробья, снегиря, синицу, дятла, поползня, свиристеля, клёста, пищуху, называют их отличия, особенности вешнего вида, поведения, обозначают их «зимующие птицы», отличают от перелётных по существенным признакам
- проявляют познавательную активность, инициативу
- умеют наблюдать, фиксировать результаты наблюдения
Коммуникативные:
- умеют взаимодействовать и общаться друг с другом, с взрослым, работать в компании, договариваться, нести ответственность за свою компанию, приходить к одному решению
- проявляют познавательную инициативу, активность
Регулятивные:
- умеют корректировать своё поведение
- умеют работать самостоятельно: определяют самостоятельно место и оборудование для работы, убирают за собой рабочее место
- стремятся к результату
Личностные:
- проявляют инициативу, творчество
- проявляют ответственность
- могут пробовать, не боясь, что не получиться.
Организация пространства — задействовано всё пространство группы;
- смена мизансцен в течение всего занятия.
Предварительная работа Наблюдение за птицами при посещении ЭБЦ, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе, загадывание загадок, составление карты «Зимующие птицы», фиксирование наблюдений в индивидуальных дневниках;
Оборудование Слайдовая презентация, видеофрагмент, клетка с птицами, картинки птиц, дневники наблюдения, карандаши, клей, разрезные картинки, схемы для составления загадок,
Для «энергетической» кормушки: маргарин, батон, семена подсолнуха, зёрнами пшеницы, мешки одноразовые,
Литература:
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — Издательство «ЛИНКА_ПРЕСС», 2012. – 2018 с.
|