Подготовила: Линецкая Айгюль Рауфатовна
Цель: знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с зимующими птицами; способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, наблюдательность, внимание, целостное восприятие объектов природы, способствовать развитию у детей умения выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Оборудование и материалы: аудиозапись звуков птиц, аудиозапись песни «Воробьиная песенка» (минус), ободки с изображением птиц, кормушка.
Способы организации образовательной деятельности: беседа, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки, стихотворения), подвижная игра, вопросы, художественная деятельность (аппликация), дидактические игры.
Предварительная работа: чтение Н. И. Сладков «Синички — арифметички», С. Есенин «Воробушки игривые», заучивание песни «Воробьиная песенка», изготовление кормушек с родителями, рисование зимующих птиц.
Активация словаря: зимующие птицы, клёст, перелётные птицы.
Ход НОД
Воспитатель: Собирайтесь дети в круг Я твой друг, и ты мой друг, Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Давайте порадуемся утру и птицам (руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаемся друг другу)
И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)
«Здравствуйте», скажем, мы вместе (берутся за руки)
«Здравствуйте» скажем нашим гостям (обращаем внимание на взрослых)
Предложим в ответ улыбнуться нам.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Начинаем наше занятие, а о чём, или о ком оно будет, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку.
Избушка новая, Для всех столовая, Зовет обедать, Крошек отведать.
Дети: Кормушка
Воспитатель показывает кормушку.
Воспитатель: Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите, ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, для зимующих птиц. А почему их назвали зимующие?
Дети: «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.
Воспитатель: Правильно. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с зимующими птицами.
Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Отгадайте загадку:
1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.
Правильно – это снегирь. (Показ картинки и прослушивание аудио)
Снегири очень красивые птицы.
Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Дети: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Снегири-очень яркие, красивые птички. Снегирь-это лесная птица. В городе летом их не встретишь, зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их и назвали «снегири». Стаи снегирей перелетают с места на место в поисках корма, поэтому их ещё называют кочующими птицами. Снегири питаются почками, ягодами, семенами растений. Любимое их лакомство-ягоды рябины.
А теперь Саша и Дима прочтут вам потешку:
- Здравствуй, милый снегирёк! - Прилетел я на часок! - Почему всего на час? - Мало ягодок у вас!
Воспитатель: Второй наш гость. Слушаем загадку:
2. На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая (Синица)
(Показ картинки с изображением синицы и прослушивание аудио)
Давайте, ребята, опишем эту птичку.
Эту птичку мы с вами, ребята, можем видеть на улице. Синички, очень подвижные и ловкие птички. Они то и дело перелетают с места на место и редко сидят на одном месте. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку и отдохнуть.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится (дети шагают на месте) Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем) Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку, (присаживаемся на корточки) Почесала клювом грудку (дети показывают движение) И с дорожки на плетень, Тири- тири, тень-тень-тень. (прыжки)
Следующий наш гость.
3. Любит прыгать и летать, Хлеб и зернышки клевать. Вместо "Здравствуйте" привык Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей)
(Показ картинки и прослушивание аудио)
Воробей — маленькая птичка, коричневой спинкой и серой грудкой. Он очень шустрый, крикливый, часто вступает в ссоры с другими воробьями. Но ни смотря, ни на что, воробьи дружные птички, если воробей найдёт крошку, то он обязательно зовёт своих друзей и делится с ними. Он очень громко чирикает, тем самым привлекает к себе внимание. Живут воробьи стайкой. И в стайке есть сторож, который всегда внимательно смотрит вокруг и сразу начинает громко чирикать, если вдруг какая-то опасность. Воробьи очень полезные птички. Летом питаются вредными насекомыми — гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
А теперь споём нашим гостям «Воробьиную песенку»
«Воробьиная песенка».
Мне не нужно ни игрушек, Ни цветных карандашей, Потому что у кормушки Поселился воробей.
Только слушался бы лучше Этот хитрый озорник. Я решил на всякий случай Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик, Всем нужны друзья. Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик, Даже воробьям.
2
Сколько вкусных бутербродов Искрошил в кормушку я. Очень трудная работа - Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем Удивляется народ - Воробей вприсядку пляшет, Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3
С ним мы делимся обедом, Как положено друзьям. Расчирикал он об этом Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще. И недели не пройдёт - Все увидят настоящий Воробьиный хоровод.
Припев.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А следующая птичка, которая прилетела к нам из леса, очень необычна и красива. Давайте с ней познакомимся.
4. Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв — крестом, Птичку ту зовут...
(Клестом)
(Показ картинки и прослушивание аудиозаписи)
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Сейчас я вам расскажу.
Н. Сладков. Еловая каша
У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения – всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
Беседа по тексту:
- О каких птицах идёт речь в рассказе?
- Почему клестята толстые и неугомонные?
- В какое время выводят клесты своих птенцов?
Воспитатель: Молодцы! А теперь, мы давайте, с вами сыграем в зимнюю игру на внимание «Снежинка», «Льдинка», «Сугроб» и «Сосулька».
А теперь прослушаем аудиозапись и угадаем, последнюю птичку, которая тоже спешит к нам (запись вороны).
Вот ворона. Эта птица Меньше всех людей боится. Громко каркает в гнезде, Длинный нос суёт везде!
Показ картинки.
Ворона — птица среднего размера. У неё очень сильные ноги, изогнутый клюв. Сама она серая, голова, хвост и крылья чёрные и блестящие. Вороны живут везде: в городе, в селе, в деревне, в лесах. И лесные вороны зимой Ворона очень любит воровать: яйца из чужих гнёзд, цыплят, утят. Весь день вороны добывают себе еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями. Ворона очень полезная птица, она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городе.
Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите, сколько на нашей доске птичек. Давайте их посчитаем.
Дети считают птичек.
И поиграем в игру: «Какой птички не стало».
(Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну картинку птицы. Дети открывают глаза и называют эту птицу. Например: не стало вороны и т. д.).
Воспитатель: Некоторые наши ребятки тоже приготовили сюрприз, они превратились в птичек. Закрываем быстренько глазки, открываем. Сейчас наши ребятки сами расскажут, в каких же птичек они превратились.
На голову детей одеваются ободки. Чтение стихов.
(Коля) Голубь плавно приземлился, Отряхнул все пёрышки, И на месте закружился – Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась Он танцует венский вальс.
(Оля) Скоком-боком, боком-скоком Ходит галка мимо окон, Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена.
(Маруся) Скачет весело синица, И мороза не боится: Нипочём ей холода, Коль в кормушке есть еда!
Молодцы, ребята! Давайте ещё раз вспомним, какие птички называются зимующими, какие перелётными. Ответы детей.
А теперь поиграем в игру. Если я называю зимующую птичку, то вы хлопаете, если перелётную, то топаете.
Воспитатель: А теперь Лена и Костя прочтут нам стихотворение:
Вот морозы так морозы, Нос наружу – ой-ой-ой. Даже белки – непоседы В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла. И голодная синица Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться Нет букашек, нет зерна Замерзаю, голодаю Не дождаться мне тепла.
Воспитатель: Вам жалко птиц? Дети: Да, жалко Воспитатель: Почему? Дети: Птицам холодно. Нечего кушать
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Дети: Конечно же, голод.
Воспитатель: А как мы можем помочь птицам?
Дети: Надо их покормить
Воспитатель: Но если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть?
Дети: Можно смастерить кормушку.
Воспитатель: Правильно. На выходных, многие из вас вместе со своими папочками, мамочками хорошо потрудились, и сделали кормушки, мы их развесили на деревьях нашего участка. Мне кажется, птичкам очень понравились ваши кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Воспитатель показывает нарисованную кормушку и предлагает детям угостить птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит «птичья столовая». Сколько на ней угощений: и семена шишек ели, и семечки, и ягоды рябины, и даже кусочки сала. Давайте, пригласим птиц к кормушке! Но сначала подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка":
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
- Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
- На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
- Опять сжимают и разжимают кулачки.
Дети подходят к кормушке и приклеивают птичек.
Воспитатель: Сегодня вы узнали только немного из жизни зимующих птиц.
Я думаю, что вы будете наблюдать за ними и помогать им в трудное время.
Беседа была не простая, А умная такая. Те, кто внимательно слушает, Птиц не обижают.
А нам же друзья, на прощанье, Осталось сказать «До свидания!»
|