Линецкая Айгюль Рауфатовна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии «Зимующие птицы» для средней группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии «Зимующие птицы» для средней группы

Подготовила: Линецкая Айгюль Рауфатовна

Цель: знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с зимующими птицами; способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, наблюдательность, внимание, целостное восприятие объектов природы, способствовать развитию у детей умения выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.

Оборудование и материалы: аудиозапись звуков птиц, аудиозапись песни «Воробьиная песенка» (минус), ободки с изображением птиц, кормушка.

 

Способы организации образовательной деятельности: беседа, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки, стихотворения), подвижная игра, вопросы, художественная деятельность (аппликация), дидактические игры.

Предварительная работа: чтение Н. И. Сладков «Синички — арифметички», С. Есенин «Воробушки игривые», заучивание песни «Воробьиная песенка», изготовление кормушек с родителями, рисование зимующих птиц.

Активация словаря: зимующие птицы, клёст, перелётные птицы.

Ход НОД

Воспитатель: Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Давайте порадуемся утру и птицам (руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаемся друг другу)

И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)

«Здравствуйте», скажем, мы вместе (берутся за руки)

«Здравствуйте» скажем нашим гостям (обращаем внимание на взрослых)

Предложим в ответ улыбнуться нам.

Дети здороваются с гостями

Воспитатель: Начинаем наше занятие, а о чём, или о ком оно будет, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку.

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Дети: Кормушка

Воспитатель показывает кормушку.

Воспитатель: Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите, ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, для зимующих птиц. А почему их назвали зимующие?

Дети: «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.

Воспитатель: Правильно. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с зимующими птицами.

Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Отгадайте загадку:

1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Правильно – это снегирь. (Показ картинки и прослушивание аудио)

Снегири очень красивые птицы.

Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.

Дети: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.

Воспитатель: Молодцы. Снегири-очень яркие, красивые птички. Снегирь-это лесная птица. В городе летом их не встретишь, зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их и назвали «снегири». Стаи снегирей перелетают с места на место в поисках корма, поэтому их ещё называют кочующими птицами. Снегири питаются почками, ягодами, семенами растений. Любимое их лакомство-ягоды рябины.

А теперь Саша и Дима прочтут вам потешку:

- Здравствуй, милый снегирёк!
- Прилетел я на часок!
- Почему всего на час?
- Мало ягодок у вас!

Воспитатель: Второй наш гость. Слушаем загадку:

2. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица)

(Показ картинки с изображением синицы и прослушивание аудио)

Давайте, ребята, опишем эту птичку.

Эту птичку мы с вами, ребята, можем видеть на улице. Синички, очень подвижные и ловкие птички. Они то и дело перелетают с места на место и редко сидят на одном месте. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.

А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку и отдохнуть.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку, (присаживаемся на корточки)
Почесала клювом грудку (дети показывают движение)
И с дорожки на плетень,
Тири- тири, тень-тень-тень. (прыжки)

Следующий наш гость.

3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо "Здравствуйте" привык
Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей)

(Показ картинки и прослушивание аудио)

Воробей — маленькая птичка, коричневой спинкой и серой грудкой. Он очень шустрый, крикливый, часто вступает в ссоры с другими воробьями. Но ни смотря, ни на что, воробьи дружные птички, если воробей найдёт крошку, то он обязательно зовёт своих друзей и делится с ними. Он очень громко чирикает, тем самым привлекает к себе внимание. Живут воробьи стайкой. И в стайке есть сторож, который всегда внимательно смотрит вокруг и сразу начинает громко чирикать, если вдруг какая-то опасность. Воробьи очень полезные птички. Летом питаются вредными насекомыми — гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

А теперь споём нашим гостям «Воробьиную песенку»

«Воробьиная песенка».

Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.

Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.

2

Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа -
Дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

3

С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.

Припев.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А следующая птичка, которая прилетела к нам из леса, очень необычна и красива. Давайте с ней познакомимся.

4. Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут...

(Клестом)

(Показ картинки и прослушивание аудиозаписи)

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Сейчас я вам расскажу.

Н. Сладков. Еловая каша

У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения – всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

Беседа по тексту:

  1. О каких птицах идёт речь в рассказе?
  2. Почему клестята толстые и неугомонные?
  3. В какое время выводят клесты своих птенцов?

Воспитатель: Молодцы! А теперь, мы давайте, с вами сыграем в зимнюю игру на внимание «Снежинка», «Льдинка», «Сугроб» и «Сосулька».

А теперь прослушаем аудиозапись и угадаем, последнюю птичку, которая тоже спешит к нам (запись вороны).

Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!

Показ картинки.

Ворона — птица среднего размера. У неё очень сильные ноги, изогнутый клюв. Сама она серая, голова, хвост и крылья чёрные и блестящие. Вороны живут везде: в городе, в селе, в деревне, в лесах. И лесные вороны зимой Ворона очень любит воровать: яйца из чужих гнёзд, цыплят, утят. Весь день вороны добывают себе еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями. Ворона очень полезная птица, она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городе.

Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите, сколько на нашей доске птичек. Давайте их посчитаем.

Дети считают птичек.

И поиграем в игру: «Какой птички не стало».

(Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну картинку птицы. Дети открывают глаза и называют эту птицу. Например: не стало вороны и т. д.).

Воспитатель: Некоторые наши ребятки тоже приготовили сюрприз, они превратились в птичек. Закрываем быстренько глазки, открываем. Сейчас наши ребятки сами расскажут, в каких же птичек они превратились.

На голову детей одеваются ободки. Чтение стихов.

(Коля) Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.

И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.

(Оля) Скоком-боком, боком-скоком
Ходит галка мимо окон,
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

(Маруся) Скачет весело синица,
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда!

Молодцы, ребята! Давайте ещё раз вспомним, какие птички называются зимующими, какие перелётными. Ответы детей.

А теперь поиграем в игру. Если я называю зимующую птичку, то вы хлопаете, если перелётную, то топаете.

Воспитатель: А теперь Лена и Костя прочтут нам стихотворение:

Вот морозы так морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой.
Даже белки – непоседы
В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться
Нет букашек, нет зерна
Замерзаю, голодаю
Не дождаться мне тепла.

Воспитатель: Вам жалко птиц?
Дети: Да, жалко
Воспитатель: Почему?
Дети: Птицам холодно. Нечего кушать

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Дети: Конечно же, голод.

Воспитатель: А как мы можем помочь птицам?

Дети: Надо их покормить

Воспитатель: Но если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть?

Дети: Можно смастерить кормушку.

Воспитатель: Правильно. На выходных, многие из вас вместе со своими папочками, мамочками хорошо потрудились, и сделали кормушки, мы их развесили на деревьях нашего участка. Мне кажется, птичкам очень понравились ваши кормушки.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Воспитатель показывает нарисованную кормушку и предлагает детям угостить птиц.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит «птичья столовая». Сколько на ней угощений: и семена шишек ели, и семечки, и ягоды рябины, и даже кусочки сала. Давайте, пригласим птиц к кормушке! Но сначала подготовим наши ручки.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка":

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

  • Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • Опять сжимают и разжимают кулачки.

Дети подходят к кормушке и приклеивают птичек.

Воспитатель: Сегодня вы узнали только немного из жизни зимующих птиц.

Я думаю, что вы будете наблюдать за ними и помогать им в трудное время.

Беседа была не простая,
А умная такая.
Те, кто внимательно слушает,
Птиц не обижают.

А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать «До свидания!»

Просмотров: 433
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Артёменко Анна Владимировна. «Какие птицы прилетают к нам зимой»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Редактор. Как сделать кормушку для птиц
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Шмырина Анастасия Александровна. Проект образовательной деятельности «Покормите птиц зимой» для детей первой младшей группы.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Исятникова Оксана Юрьевна. Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей логопедической группе по познавательному развитию Тема: «Покормите птиц зимой»
  • Малютина Оксана Александровна. В нашей группе прошла акция: «Покормим птиц зимой»
  • Светлана Борисовна Гацько. Конспект НОД области Художественное творчество: «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка)
  • Мингалиева Луиза. Акция «Покормите птиц зимой»
  • Ибрагимова Тахмина Ширинбеговна. «Покормите птиц зимой»
  • Гринёва Евгения. Акция «Покормите птиц зимой»
  • Романова Ольга Евгеньевна. Конспект комплексного занятие «Жизнь птиц зимой»
  • Шулыкина Ольга Михайловна. Досуг по ПДД в младшей группе «Ребята, Зай и Чик».
  • Глинская Ирина Михайловна. Буклет 'Покормите птиц зимой!'
  • Бузаева Елена Николаевна. Акции «Накормим птиц зимой»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь