Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
Главные задачи развития речи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Словарная работа;
- Формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Характеристики речевого развития детей.
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоении связной монологической речи.
- Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами
- Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки
- Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова
- Увеличивается речевая активность ребенка
- Речь становится более связной и последовательной
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, недостаточно развита интонационная выразительность.
Скачать конспект
Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
Воспитание звуковой культуры речи:
Формирование:
- Правильного звукопроизношения;
- Умений пользоваться умеренным темпом речи;
- Интонационными средствами выразительности;
- Развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
Помогаем детям осмыслить, что звуки в слове разные, проводим упражнения на узнавание слов, в которых не хватает того или иного звука. Н-р, предлагаем покатать в машине только тех животных, в названиях которых есть звуки (с), (з), (к) и др. Так же дети выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов. в названиях которых есть определенный звук.
Словарная работа:
- Правильное понимание ребенком значений слов;
- Обогащение активного словаря.
В активный словарь детей ввели названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняем обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учим понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Н-р, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.» Развиваем у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.
Формирование грамматического строя речи:
- Образование форм родительского падежа единственного и множественного числа существительных;
- Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
В играх дети учатся образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, отдавая поручения игрушкам, друзьям – спой, спляши, попрыгай. На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Марату, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? — Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.
Развитие связной речи:
- Освоение высказываний разного типа – описание и повествование.
Учим детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Продолжаем формировать навыки повествовательной речи, сами принимаем непосредственное участие в составлении рассказов. Закрепляем представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».
Развитие коммуникативных умений:
- Формирование умения детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками;
- Доброжелательно отвечать на вопросы;
- Уметь налаживать эмоциональный контакт;
- Вступать в речевое общение с удовольствием.
Продолжаем учить детей слушать и понимать речь, отвечать на вопросы. Правильные ответы поддерживаем и одобряем. Обращаем внимание на характер общения ребенка с педагогом и детьми, инициативность, умение вступать в диалог, слушать собеседника и понимать его, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.
С детьми, имеющими дефекты речи (Диана, Альмир, Радмир, М. Амир, Эмиль, Карина, Тимур, С Зарина, Х. Амир, Данияр) регулярно разговариваем, побуждаем к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.
В непринужденной форме расспрашиваем, побуждая их к развернутым высказываниям, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. На прогулке, вечером стараемся поговорить с молчаливыми детьми- что он задумал нарисовать, во что и с кем любит играть…
Регулярно, по желанию детей организовываем дид. игры «Что изменилось?», «Прятки», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», игры-драматизации по сказкам, загадываем и отгадываем загадки. Очень часто читаем сказки и рассказы. В дальнейшем продолжим работу по намеченному плану.
|