Берегите природу!
Живая природа – это удивительный ,сложный и многогранный мир. Люди не всегда осознают как пагубен утилитарный подход к природной среде. Поэтому необходимо повышать уровень природоохранительного ,гуманного отношения к флоре и фауне.
Первые представления об окружающем мире человек получает с детства. Встречи с природой учат детей внимательно вглядываться в различные явления. Надо воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Дети открыты окружающему миру и доверчивы к взрослым, поэтому многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.
Наша природа очень сказочна и богата. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в людях.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства.
Воспитатель связывает дошкольников с удивительным многообразием окружающего, еще ими не познанного.А для того, чтобы отвечать на детские вопросы, ему необходимо много знать об окружающем мире, повышать общий культурный уровень. Тот, кто считает, что достиг всего, перестает двигаться вперед. Воспитателю необходимо постоянно пополнять свои знания, а то он не сможет работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Правильно сказал М.И.Калинин:"Учитель отдает свою энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Но ,товарищи, если сегодня, завтра, послезавтра вы будете отдавать все, что у вас есть, и не будите при этом снова и снова пополнять свои знания, силы, энергию, так ведь у вас ничего не останется."
Живая природа вызывает у ребят любопытство, желание помочь, заботиться, ухаживать. Но все эти добрые чувства только тогда станут фактором нравственного, эстетического и физического воспитания, когда взрослые сумеют правильно организовать труд дошкольника по уходу за растениями и животными, грамотно им руководить. Любовь к природе, забота о ней делают всех добрее.
Если ребенок сорвал цветок, восхититесь его красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что, сорванный, он быстро потеряет красоту, это ваше огорчение должен почувствовать и ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторженность от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь для других.
Постарайтесь чаще напоминать детям, чтобы они по-хозяйски относились к природе, оберегали любое растение, насекомое от бессмысленного уничтожения. Каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка, каждая пойманная бабочка и каждая сбитая птица – это маленькая рана, нанесенная природе.
Дошкольникам нужно рассказывать ,что наша Родина богата лесами разных пород деревьев, многие из которых используют в народном хозяйстве. Спиленные деревья перевозят по железной дороге, на автотранспорте, сплавляют по воде, они идут на переработку древесины.
А из древесины строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям. Но вырастить дерево непросто: для этого потребуется много лет. Значит лес надо беречь, защищать его от пожаров, сажать новые деревья.
Пусть ребята знают, что лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух, делает мягче климат и сохраняет влагу наших полей. Если погибнет лес, то погибнут животные и птицы, которые обитают в нем, исчезнут лесные ягоды, грибы. А от этого зависит жизнь человека, так как они дают пищу и одежду.
Надо беседовать с детьми, побуждать их к наблюдениям, развивать образное восприятие, фантазию: в корягах, шишках, семенах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых.
Наклонитесь к земле и помогите увидеть ребятам другой мир-мир жизни насекомых. Но и их обижать не следует, так как в природе все взаимосвязано: без насекомых погибнут птицы, без птиц погибнут деревья и так далее, и это дети должны знать.
Прочитайте дошкольникам правила охраны птиц:
1.Нельзя подходить близко к гнездам птиц и прикасаться к ним.
2.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов.
3.Обязательно подкармливай птиц зимой. Весной с помощью старших делай для них домики.
4.Весной и в начале лета не бери с собой собаку в лес. Она может поймать плохо летающих птенцов.
Очень много книг о растениях и животных издаются сейчас. Старайтесь побольше рассказывать ребенку о природе. Ведь незнание ее служит причиной равнодушия, а иногда и жестокости по отношению ко всему живому.
Используемая литература
Т.А.Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
А.А.Плешаков «Природоведение"»
В.П.Смыш «Моя профессия –воспитатель»
|