Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы).
Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.
МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.
ХОД:
Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:
Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)
-Дети, а вы знаете, что такое природа?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)
-Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)
-Природа- это то, что существует без помощи человека.
-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)
-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.
Игра: «На что похоже»
- К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.
Игра: «Природа и не природа»
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту.)
-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)
Игра «Живая неживая природа»
(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)
-Ребята, а человека к какой природе отнесём?
Дети: к живой природе.
-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)
- А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)
-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)
-А что будет, если не будет воздуха?
Ответы детей.
-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.
Опыт №1
Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)
-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.
-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.
Опыт № 2
-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод).
|