Непосредственная образовательная деятельность по реализации общеобразовательного процесса в средней группе «заседание Совета юных знатоков природы»
Пояснительная записка - в дошкольном возрасте закладываются основы личности, и в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление работы нашего ДОУ. Поэтому перед нами, педагогами, встает задача формировать у дошкольников основы экологической культуры.
Цель: обобщить знания детей о живой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Образовательные
- расширять знания о живой природе;
- учить быстро находить правильные ответы на поставленные вопросы;
- учить отгадывать загадки;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
2) Развивающие
- развивать любознательность, память;
- развивать мышление;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- способствовать развитию познавательных интересов.
3) Воспитательные
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: изготовление памятных значков «Юный знаток природы», чтение художественных произведений, загадывание загадок о животных.
Индивидуальная работа: научить Максима отгадывать загадки о животных; научить Ксюшу Т. отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
Словарная работа: флюгер, юный знаток природы, ветряная мельница, воздушный змей, воздух, сон, взгляд.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: познавательное развитие (ФЦКМ), физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Демонстрационный материал: картинки о природе, карточки, телеграмма, газетные объявления.
Методы: игровые, практические, словесные.
Ход занятия:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь, у нас сегодня с вами гости. А вы сегодня будете юными знатоками природы. А вы знаете кто это?
(дети отвечают - «это человек, который любит природу и всегда заботится о ней»).
Воспитатель: Юные знатоки очень много знают о природе. Давайте с вами поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
- Фрукты... (груша, апельсин, яблоко)
- Овощи... (капуста, огукартофель, помидор)
- Ягоды (малина, клубника, вишня)
- Птицы... (воробей, снегирь, сова)
- Домашние животные...(кошка, лошадь, собака)
- Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые... (жук, муха, бабочка)
- Молодцы, вы все назвали правильно.
(вносят телеграмму)
Воспитатель: Дети, нам пришла телеграмма: «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня». Нам с вами срочно надо посетить этот ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных знатоков природы. Сегодня мы поговорим о живой природе.
Воспитатель: (берет газету) Дети, посмотрите – это газета лесных обитателей, здесь есть объявления, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления. Слушайте внимательно:
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
- Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
- Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
- Молодцы, ответили правильно на все вопросы и угадали всех животных.
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: А теперь, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой). Давайте поднимемся со стульчиков, побежим поливать землю, траву, цветы, деревья.
(дети бегают, «поливают» землю, аудиозапись выключается)
- Все, дождик закончился, растения говорят вам спасибо. Молодцы. (дети садятся на свои места)
Воспитатель: А сейчас я проверю вашу сообразительность. Попробуйте отгадать загадки для ума. (загадка на одной стороне листа, ответы на картинках – на другой стороне)
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
- С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
- Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
- Чем до неба докинешь? (взглядом)
- Молодцы, правильно ответили.
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. В заключении нам надо подвести итоги нашей работы.
- О чем мы с вами говорили на нашем заседании? (дети отвечают - о живой природе, как растет все живое).
- А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
А мне очень понравилось то, с каким интересом вы справлялись с моими заданиями. Юные знатоки природы показали отличные знания и умения. Хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо всем. И хочу наградить вас этими памятными значками. (воспитатель вручает значки «Юный знаток природы»). До свидания, мои знатоки!
Список использованной литературы
- Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: Илекса, 2000.
- Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.
- Кондратьева Л.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс, 2001.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Николаева С.Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.
- Программа «Детство». – СПб, 2000.
|